Участницы панк-группы Pussy Riot, осужденные за акцию в храме Христа Спасителя, направили жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как пишет газета «Коммерсантъ», жалоба Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич насчитывает 55 страниц, еще 300 страниц занимают дополнительные материалы.

По мнению составителей жалобы — адвокатов Йонко Грозева и Ирины Хруновой, Хамовнический суд Москвы, который 17 августа 2012 года приговорил девушек к двум годам колонии, нарушил сразу четыре статьи Европейской конвенции: «право на свободу слова», «право на свободу и личную неприкосновенность», «запрещение пыток» и «право на справедливый суд».

Защита Pussy Riot также утверждает, что считать выступление панк-группы в храме попыткой оскорбить чувства верующих некорректно. По их словам, панк-молебен в ХХС стоит рассматривать как художественный перформанс, который нельзя оценивать вне контекста политической ситуации в России. «Воспринимать их акцию следует как реакцию на то, что глава РПЦ открыто поддерживает конкретного кандидата в президенты»,— пояснили юристы. Они напомнили, что 1 февраля 2012 года на архиерейском соборе в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл якобы публично поддержал кандидата в президенты Владимира Путина.

Говоря о нарушении права на справедливый суд, Грозев и Хрунова заявляют, что на процессе Pussy Riot не присутствовал ни один из экспертов, изучавших видеоролик с «панк-молебном». Кроме того, они жалуются на то, что во время суда практически не могли общаться с участницами панк-группы. Адвокаты также указали в жалобе и на плохое содержание девушек из Pussy Riot в СИЗО, когда их каждый день везли в суд около двух часов, притом что заседания длились почти десять часов. По словам защитников, девушки в то время не успевали толком ни поесть, ни попить.

Сумма компенсации пока неизвестна, но Екатерина Самуцевич уверена, что ЕСПЧ признает правительство России виновным в нарушении прав участниц Pussy Riot. В этом сомневается глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега. Она напомнила «Ъ», что их осудили не просто за оскорбительные высказывания, а за хулиганство.