За Сметановой присмотрят оперативники
Фигурантку дела «Оборонсервиса» Екатерину Сметанову отпустили под подписку о невыезде и даже предоставили госзащиту. Пока неясно, где она будет ждать суда — в Москве или Санкт-Петербурге. Возможно, ее поместят на одну из учебных баз ФСБ
Читать на полной версииНе прошло и недели с тех пор, как фигурантке громкого дела «Оборонсервиса» Екатерине Сметановой предъявили новые обвинения, а следствие решило отпустить ее под подписку о невыезде и даже предоставило госзащиту. Пока неясно, где она будет ждать суда — в Москве или Санкт-Петербурге. Возможно, ее поместят на одну из учебных баз ФСБ под присмотр оперативников.
Изменение Сметановой меры пресечения было вполне ожидаемо. О том, что ее отпустят, заговорили еще в декабре прошлого года. Тогда стало известно, что обвиняемая заключила сделку со следствием. Она признала вину в трех эпизодах мошенничества (часть 4-я статьи 159 УК) на сумму около 300 млн рублей.
Однако, несмотря на это, Главное военное следственное управление Следственного комитета России настояло на продлении фигурантке срока содержания под стражей еще на два месяца — до 10 февраля 2013 года. Теперь стало понятно, что сыщики хотели «выжать» из обвиняемой все, что могли. Так, на днях им удалось заручиться признаниями арестованной в «коммерческом подкупе» (часть 3-я статьи 204 УК) по еще трем новым эпизодам дела.
Сметановой припомнили 6 млн рублей, которые она получила в прошлом году за попытку продать по заниженной стоимости без конкурса здание бывшего военторга в Самаре (в прошлом году это дело было закрыто «по звонку» — BFM.ru). Кроме того, ей инкриминировали небескорыстное получение туристических путевок в Чехию и Израиль, а также двух планшетников.
По словам официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина, Екатерина Сметанова активно сотрудничала со следствием, полностью признала свою вину в инкриминируемых ей деяниях, «а также дала подробные и последовательные показания» по существу предъявленного ей обвинения, изобличив других соучастников.
Выполнившая условия сделки
«Принимая во внимание изложенное и учитывая, что Сметанова не намерена скрываться, а также иным путем препятствовать производству по уголовному делу, имеет постоянное место жительства и обязуется в назначенный срок прибывать по вызову следователя, состояние ее здоровья, наличие на иждивении детей 11 и 12 лет, следователь ГВСУ вынес постановление, которым изменил ей меру пресечения на более мягкую – подписку о невыезде и надлежащем поведении», — сказал Маркин.
Он сообщил, что следователи решили перестраховаться и дабы избежать возможных угроз жизни и здоровью фигурантки, решили предоставить ей госзащиту.
Надо сказать, что Екатерина Сметанова стала одной из первых задержанных по громкому делу «Оборонсервиса» — о продаже имущества Минобороны по заниженной цене. Следствие оценивает общий ущерб от действий фигурантов на сумму 4 млрд рублей.
Сметанову взяли под стражу 1 ноября 2012 года. До ареста она руководила Центром правовой поддержки «Эксперт», который, по версии следствия искал покупателей на объекты, принадлежавшие «Оборонсервису» — компании, подконтрольной Минобороны. Следователи считают, что после того, как в военное имущество вкладывались немалые бюджетные деньги, объекты распродавались по заниженным ценам за откаты.
Вместе со Сметановой в СИЗО был помещен и ее муж Максим Закутайло, ранее занимавший должность гендиректора Окружного материального склада Московского округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Ему вменили в вину два эпизод мошенничества. Однако, в отличие от супруги, он свою вину не признал. «Наша позиция неизменна. Никаких преступлений Закутайло не совершал», — заявил BFM.ru его адвокат Олег Бессонов.
Еще одна фигурантка дела «Оборонсервиса» — экс-начальник департамента имущественных отношений Евгения Васильева, отказалась давать показания. При этом с самого начала она находилась под домашним арестом в своей 13-ти комнатной квартире в Молочном переулке.
Екатерину Сметанову могли отпустить и раньше, считает управляющий партнер юридической компании «Ри консалтинг» Роман Воронин. У него вызывает удивление сам факт избрания Сметановой меры пресечения в виде заключения под стражу.
В интервью Business FM он высказал мнение, что вмененные Сметановой преступления были совершены в сфере экономической, и она «в принципе вряд ли могла совершить какие-то действия, которые могли бы серьезно воспрепятствовать следствию».
«Относительно сравнения дела Сметановой с другими уголовными делами, находящимися в производстве и применение в отношении других лиц меры пресечения в виде заключения под стражу, могу сказать, что практически во всех случаях, когда люди идут на сделку со следствием и дают признательные показания, следствием принимается такое решение. Эта практика в целом соответствует требованиям закона», — отметил юрист.
Мать обвиняемой: «Я буду ждать от нее какого-нибудь сигнала»
Мать Екатерины Сметановой Ольга Пожарская рассказала BFM.ru, что узнала о решении следствия освободить ее дочь из СМИ. «Все что я знаю, я знаю из прессы. Как мать, я безумно рада, что это произошло, но пока ничего другого сказать не могу», — сказала она.
При этом матери обвиняемой неизвестно, когда именно ее дочь отпустят из Следственного изолятора ФСБ России № 1 «Лефортово». «Следователи со мной не очень общаются, а адвоката я стараюсь лишний раз не дергать», — призналась она.
Пожарская ждет, что ее дочь сама выйдет с ней на связь: «Я буду ждать от нее какого-нибудь сигнала, либо звонка», — сказала она, уточнив, что в настоящее время она находится в Санкт-Петербурге и не может отлучиться из города, так как ей не с кем оставить внуков.
При этом родители мужа ее дочери — Максима Закутайло — уже выехали в Москву. Здесь в ближайшее время должно состояться заседание Хамовнического суда, на котором будет рассмотрен вопрос о возможности продления срока его ареста. По словам его адвоката, дата слушаний пока не определена. Однако, как сообщил Олег Бессонов, он будет просить изменить его подзащитному меру пресечения на не связанную с лишением свободы — подписку и невыезде или домашний арест.
Под охраной спецслужб
«Подписка о невыезде подразумевает под собой нахождение лица по определённому адресу и запрет на выезд за пределы субъекта Российской Федерации без разрешения органа следствия. В данном случае это может быть Москва или Московская область. Причем следователь самостоятельно вправе избрать место, где будет проживать обвиняемая», — заявил BFM.ru адвокат коллегии адвокатов «Мирзоян и Сордия» Александр Чернов.
Что же касается госзащиты, то, по его словам, она осуществляется следующим образом: «Как правило, человек находится под охраной спецслужб — оперативных сотрудников, которые осуществляют сопровождение дела и постоянно пребывают с ним в специально отведенном помещении».
По словам Чернова, это может быть, например, одна из учебных баз ФСБ, расположенных в Подмосковье. Именно там находились двое бывших клиентов адвоката, которые, как и Сметанова, заключили со следствием досудебную сделку, и им предоставили госзащиту. «Именно там они жили, ожидая начала процесса», — сказал Чернов. Он полагает, что на одну из таких учебных баз могут поместить и Екатерину Сметанову.