Посол РФ на Украине Михаил Зурабов сообщил в пятницу, что российский газовый монополист готов идти на уступки и снизить цену на топливо. Эксперты обращают внимание, что с таким заявлением выступил представитель МИДа, а не правительства или «Газпрома».

Что может означать этот факт и каковы будут условия возможного соглашения, Business FM рассказал аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук: «Должен обсуждаться размер скидки, даже если есть рамочное соглашение, что они придут к компромиссу. Если мы не говорим о Таможенном союзе, то будет идти речь о том. что Россия получит доступ к газотранспортной системе Украины, и за счет этого мы будем готовы предоставить им скидку в рамках 15%. Доступ к конечному потребителю «Газпрому» интересен, главное — на каких условиях. Главное, чтобы «Газпром» имел доступ на длительное время, потому что есть риск, что как только будет предоставлена скидка, доступ заберут через законодательство Украины».

Михаил Зурабов вспомнил и о долге в 7 млрд долларов — такой счет «Газпром» предъявил Киеву за недобор российского газа в прошлом году. По словам посла, компромиссное решение обязательно найдется в суде.

А сам факт претензии газовой монополии, по мнению дипломата, «нужно рассматривать как нечто с глубоким контекстом».

Аналитик УК «Капитал-управление активами» Виктор Марков говорит, что снижение цены для Украины — в русле макроэкономического тренда. «Цены на газ снижаются, так как в мире перепроизводство газа. «Газпром» теряет своих потребителей в Европе, поэтому вынужден идти на снижение цен, чтобы их удержать. Он уже снизил цены многим поставщикам в Европе. Видимо, по этому пути пойдет и в отношении Украины, потому что Украина — крупный потребитель российского газа. «Газпром» пойдет на снижение цен, несмотря на то, что Украина не собирается вступать в Таможенный союз».

Интересно, что ранее в российском МИДе о газовых спорах между Украиной и Россией говорили в другом тоне. Сотрудник министерства Александр Горбань, комментируя снижение цены на газ без вступления в Таможенный союз, заявил: «Нельзя быть чуть-чуть беременным».