Грузоперевозчиков заставят потратиться на новые вагоны
Российские частные компании, занимающиеся железнодорожными перевозками, могут понести серьезные убытки. Возможно, их обяжут заменить устаревающие грузовые вагоны
Читать на полной версииРоссийские операторы железнодорожных перевозок могут понести серьезные убытки — частные компании, возможно, обяжут заменить устаревающие грузовые вагоны. Об этом власти страны попросили глава РЖД Владимир Якунин и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Причина — рост аварий грузовых составов.
Перевозчики в ответ резонно заявляют, что старые вагоны, от которых требуют избавиться, они не так давно купили у РЖД и отремонтировали за свой счет. Кроме того, по их статистике, старые — надежнее.
Количество аварий грузовых составов увеличивается, есть и случаи гибели людей. То есть проблема налицо. Станет ли ее решением замена старых вагонов на новые?
Эксперты говорят, что далеко не все вагоны российского производства, недавно сошедшие с конвейера, соответствуют стандартам. На части из них стоят украинские литые детали, к которым есть вопросы, рассказал Business FM глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Недавно произведенный подвижной состав, часть которого оснащена литьём низкого качества. При этом наиболее значительные риски здесь с украинскими производителями вагонного литья. В первую очередь, это «Азовэлектросталь», во вторую очередь, в меньшей степени, Кременчугский сталелитейный завод.
Еще совсем недавно никто особо не поднимал вопрос об изношенности российского парка грузовых вагонов. РЖД продавала их большими партиями частным операторам. Только в 2010 году монополия реализовала 63 тысячи вагонов с истекшим сроком службы, выручив почти 30 миллиардов рублей. При этом покупателей обязали вложиться в ремонт, а иначе пригрозили большими штрафами.
Частники отремонтировали купленный парк. А теперь от них потребовали избавиться от этого имущества. Что, впрочем, неудивительно, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов: «РЖД теперь, когда избавилась от вагонов, встала совершенно на другую позицию, она говорит, что безопасность перевозок страдает, и давайте мы вас всё-таки как-нибудь заставим вагоны менять. Хотя когда оно РЖД была сама перевозчиком, все велось как у всех — подвижной состав менялся только в крайнем случае. И поэтому здесь как раз налицо результат реформы, потому что десять лет назад РЖД на это смотрела по-одному, сейчас на это смотрит по-другому в связи с изменившимися функциями. Вот, собственно, и все».
С тем, что парк нужно обновлять, согласны, пожалуй, все. Но только не так радикально, как требуют РЖД и Минпром, за которыми, возможно, стоят интересы вагоностроительных корпораций. Тем более, что, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику независимых операторов, большая часть аварий происходит с новыми вагонами. Старые пока надежнее. Если эти данные верны, получается, что перевозчикам сначала продали старое шило, а теперь заставят поменять на новое мыло.