Владимир Путин предложил найти деньгам пенсионных фондов новое применение. На совещании по развитию фондового рынка глава государства предложил рассмотреть возможность отмены ограничений по участию в IPO практически всех групп российских инвесторов, включая Пенсионный фонд страны.

В случае принятия этого решения пенсионные фонды могли бы принять участие и в ряде приватизационных сделок, которые государство намеревалось провести в форме IPO.

Сейчас только пенсионные накопления «молчунов» (граждане, которые не стали переводить свои накопления в негосударственные фонды) составляют
1,53 трлн рублей. Эти средства находится под управлением ВЭБа, который может инвестировать их в государственные и частные облигации с высоким рейтингом, долговые бумаги международных финансовых организаций и ипотечные ценные бумаги.

На форуме в Давосе Дмитрий Медведев предлагал дать ВЭБу право вложить часть средств в инфраструктурные облигации.

Примечательно, что как минимум в одном случае ВЭБ сталкивается с конфликтом интересов. Дело в том, что госкорпорация управляет государственным долгом России и одновременно заинтересована в том, чтобы облигации страны размещались с наименьшей доходностью. С другой стороны, будучи управляющим пенсионных средств, ВЭБ должен быть заинтересован в максимально высоких выплатах по бумагам, в которые он инвестирует, в том числе и по гособлигациям.

С 2014 года ВЭБ перестанет управлять средства «молчунов». Возможно, это право будет передано создаваемому сейчас Российскому финансовому агентству.

Идея о вложении пенсионных денег в акции очень правильная, отмечает исполнительный директор ИК «Третий Рим» Андрей Мовчан. Во всех странах с развитой финансовой системы именно пенсионные фонды являются основными источниками «длинных денег».

«Однако в России быстро реализовать такую инициативу едва ли возможно.
Даже нынешние правила бухгалтерского учета для пенсионных фондов практические не приспособлены для оценки стоимости акций в портфеле.
Доступ пенсионных фондов к участию в IPO потребует серьезной реформы всей пенсионной системы», — считает эксперт.

В значительной степени от того, какие правила бухгалтерского учета для инвестирования в акции пенсионными фондами выберут финансовые регуляторы и будет зависеть то, как это скажется на будущих пенсионерах.

Теоретически, учитывая что пенсионные средства по сути являются «долгими деньгами», то и вкладчики могут рассчитывать на большую доходность. Например, в 2011 году в Великобритании только BP выплатила своим акционерам из числа пенсионных фондов более 10 млрд долларов дивидендов. Однако есть множество и менее позитивных примеров. В частности, если бы пенсионные фонды смогли принять участие в SPO ВТБ, прошедшем около года назад, то были бы вынуждены фиксировать убыток: за это время бумаги подешевели более на 12%.

Возможно, позицию финансовых регуляторов и правительства в этом вопросе прояснит законопроект о «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного страхования при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Этот документ рассматривался недавно на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и, по данным газеты «Ведомости», Минфин и Минэкономразвития скоро внесут его в правительство.

Российским компаниям указали дорогу на российские биржи

Ранее премьер Медведев заявлял о том, что в ближайшие годы бюджет получит от приватизации не менее 10 млрд долларов. Только в 2013 году государство намерено продать или частично сократить свою долю в ВТБ, Архангельском траловом флоте, авиакомпании «Сибирь», ТГК -5, РЖД, «Совкомфлоте» и АЛРОСе. Приватизация двух последних компаний пройдет в форме IPO.

При этом Путин подчеркнул, что первичные размещения акций должны проходить на российских биржах. «Хочу вам еще больше сказать, если мы не начнем этого делать сейчас, то мы никогда этого не сделаем. Мы просто будем говорить постоянно о необходимости это сделать. Пока к практической работе не перейдём, так это всё останется на бумаге и в теории. Приватизация, о которой я сейчас сказал, должна, в том числе работать на развитие, на повышение капитализации нашего собственного фондового рынка, а не на разогрев зарубежных финансовых площадок», — резюмировал он.

Ранее руководство госкомпаний к такой инициативе относилось весьма сдержанно. Например, президент РЖД Владимир Якунин неоднократно подчеркивал, что считает Лондон предпочтительным местом для IPO. «Мы работаем в Лондоне много лет и знакомы этому рынку. Моя личная позиция состоит в том, что это является дополнительным фактором в пользу размещения бумаг материнской компании в Лондоне», — заявлял топ-менеджер полгода назад.

Предпочтение Лондонской бирже для проведения IPO отдают и многие российские компании. Polyus Gold, X5 Retail Group, Mail.ru Group, Eurazia Drilling Company. Все эти компании хотя и ведут бизнес в России, но предпочли продавать свои акции не на Московской бирже, а на Лондонской.

Даже сейчас, когда сразу две российских компании выходят на IPO —железнодорожный перевозчик «Нефтеранссервис» и сама Московская биржа — размещаться в России будет лишь одна из них. Речь идет о самой Московской бирже, а первичная продажа акций «Нефтетранссервиса» состоится в Лондоне.

Размещение госкомпаний на российских биржах, как и допуск пенсионных денег к покупке акций, — это движение в верном направлении, но их реализация не приведет к мгновенному строительству мирового финансового центра, рассуждает вице-президент ИК «Атон» Иван Николаев.

«В правилах листинга на Московской бирже до сих пор не прописано четких требований к корпоративному управлению размещаемых компаний. И таких мелких, но достаточно существенных в сумме оговорок достаточно много, без решения которых, площадка все равно будет слабо конкурентно способна по отношению к Лондонской бирже», — указывает эксперт.