Китайские производители захватывают рынок смартфонов
В последнем квартале прошлого года вендоры поставили на рынок почти равное количество смартфонов и обычных мобильников. Заметными игроками на рынке «умных трубок» стали ZTE и Huawei
Читать на полной версииApple и Samsung по-прежнему занимают лидирующие позиции на мировом рынке смартфонов, однако их постепенно догоняют китайские производители. В последнем квартале прошлого года компании Huawei и ZTE ворвались в пятерку крупнейших мировых производителей смартфонов, показав значительный рост поставок, следует из предварительного отчета IDC.
Рынок сотовых телефонов в четвертом квартале прошлого года вырос на 1,9% по сравнению с показателем за аналогичный период 2011 года. В штучном выражении было отгружено 482,5 млн мобильников против 473, 4 млн в последнем квартале 2011 года. Однако по результатам целого года рынок показал небольшое снижение: было поставлено 1,7 млрд аппаратов, что на 0,2% меньше, чем в 2011 году.
Одновременно аналитики отмечают рост поставок «умных» мобильных телефонов. Интерес к смартфонам в последнем квартале года в предпраздничный период заметно усилился. Доля смартфонов в общем объеме отгруженных «мобильников» составила 45,5% (219 млн 400 тысяч штук). Впервые доли обычных «трубок» и «умных» аппаратов оказались практически равными.
В целом за 2012 год производители поставили на рынок 545 млн 200 тысяч смартфонов, что на 10,1% больше, чем в 2011 году.
«Высокие темпы роста рынка смартфонов предоставляют массу возможностей для производителей, хотя лидерами рынка по-прежнему являются Apple и Samsung, — прокомментировал результаты исследования старший аналитик IDC Кевин Рестиво (Kevin Restivo). — В сегодняшних условиях вендоры, предлагающие продукты с уникальными преимуществами — например, с более низкой, чем у конкурентов ценой — могут быстро завоевать долю на рынке, особенно если говорить о рынках развивающихся стран. Прекрасный пример — компания Huawei, которая обогнала LG на рынке сотовых телефонов и вытеснила HTC из топ-5 производителей смартфонов».
Помимо Huawei, аналитики IDC приводят в пример еще одну китайскую компанию — ZTE. В отчете говорится, что оба производителя смогли увеличить объемы продаж благодаря ориентации на массовый рынок недорогих аппаратов, но в последнее время стали уделять внимание и более дорогим устройствам, совершенствуя дизайн и характеристики своих продуктов.
В четвертом квартале прошлого года Huawei и ZTE поставили на рынок 10,8 и 9,5 млн смартфонов и заняли в топ-5 мировых производителей 3 и 5 места с рыночными долями 4,9 и 4,3% соответственно.
Лидером рынка «умных» аппаратов остается Samsung. За квартал компания отгрузила рекордное число смартфонов — 63,7 млн, получив таким образом рыночную долю в 29%. Аналитики отмечают, что успех производителю обеспечил широкий ряд мобильный ряд аппаратов под управлением ОС Android, в особенности смартфоны серии Galaxy.
На втором месте в топ-5 осталась компания Apple с долей в 21,8%. Она отгрузила за квартал 47,8 млн смартфонов. Кстати, аналитики IDC отмечают высокий спрос на смартфоны Apple (в частности, iPhone 4) в Китае — там поставки «яблочных» аппаратов выросли вдвое.
Следом за Huawei, на четвертом месте в рейтинге расположилась компания Sony. IDC отмечает, что дела этого производителя в сравнении с прошлым годом значительно улучшились.
Топ-5 по результатам за весь 2012 год выглядит иначе. Места с первого по пятое заняли: Samsung, Apple, Nokia, HTC и RIM, причем доли последних троих по сравнению с прошлым годом значительно снизились.
Если рассматривать весь рынок сотовых телефонов за квартал, то и здесь лидирует Samsung (23,0%), на втором месте располагается Nokia (17,9%), а третье место занимает Apple (9,9%). На четвертом и пятом местах оказались ZTE (3,6%) и Huawei (3,3%). В годовом рейтинге места распределены практически так же, только на пятой строчке пока держится LG.
Опасный конкурент
«Тот факт, что Huawei и ZTE сейчас находятся среди топ-5 производителей смартфонов, знаменует собой значительный сдвиг на мировом рынке», — отметил в отчете IDC менеджер по исследованиям рынка мобильных телефонов Рамон Лама (Ramon Llamas).
Этот самый наметившийся сдвиг немало обеспокоил некоторых экспертов из США. Они видят в компаниях из Китая соперников для Apple и прочих производителей.
Развитие ситуации еще более интересно в свете недавно озвученных планов китайских властей. Как сообщала на днях газета The Wall Street Journal, правительство Китая намерено к 2015 году создать от пяти до восьми производителей электроники, которые смогут конкурировать с известнейшими мировыми компаниями.
«Нет сомнений, что Китай является наиболее опасным конкурентом западного блока в различных областях экономики, в том числе, в высокотехнологичных. Еще сохраняется определенное отставание в области объемных проектов в области программирования — пока что Китай не создал ни одной собственной мощной операционной системы для мобильных гаджетов и соответствующей экосистемы. Но в Китае определенно строят соответствующие планы. То же касается и микропроцессоров: разработки чипов для мобильных устройств в Китае все ближе по уровню к продуктам Qualcomm», — рассказал BFM.ru эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.
В настоящее время уже нельзя сказать, что китайские продукты имеют плохое качество, отмечает Бойко. «Сейчас многие заводы в области гаджетов находятся в Китае, как компонентные, так и сборочные. Но продукция почему-то считается западной, лишь потому, что на них стоит западный бренд. А есть продукты китайско-китайские, те, что разработаны китайскими компаниями и ими же произведены. Качество таких продуктов в плане железа не уступает китайско-западному, а поскольку ОС на таких продуктах стоят западная — Android, то и особых отличий в качестве я не вижу», — отметил эсперт.
Главный редактор «Мира ПК» Сергей Вильянов имеет противоположное мнение — он не верит, что рынок электроники вообще или смартфонов в частности в ближайшие годы захватят китайские производители.
«Китайские компании очень ловко и качественно клонируют сложнейшие устройства, но, кажется, еще не научились понимать, почему та или иная вещь сделана именно так. Если они научатся задавать себе такие вопросы, постигать логику конструирования и улучшать готовые образцы, тогда всем придется нелегко — в Штатах, В Европе, в России, — пояснил Вильянов. — Впрочем, в 20-м веке такого не произошло, и в ближайшие годы единственным инструментом конкуренции со стороны китайских вендоров будет оставаться заниженная цена, которая, как показывает практика, не является залогом долгосрочного успеха».
Стоит отметить, что пока китайские вендоры сильно отстают в рекламно-маркетинговом продвижении своих продуктов. Западные рынки плохо знакомы с китайскими брендами. Но и в этом аспекте ситуация может измениться в ближайшие годы.