Маленький пример. В Японии после роста акцизов на табак очень резко — в семь раз — выросли продажи таблеток против курения американской компании Pfizer. Всего на глобальном рынке таких препаратов три главных игрока — Pfizer, GlaxoSmithKline и Johnson&Johnson.

В России курит 40% взрослого населения, рынок сбыта огромный. Рассуждает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых: «Второй субъект влияния в этой игре — это так называемый «Фонд Блумберга», который с 2006 года выделяет многомиллионные гранты на борьбу с курением по всему миру. При этом в приоритете страны, такие как Индия, Китай, Россия. Это заявляется на сайте самого фонда. [Эти страны], как утверждают эксперты, являются противниками США на геополитической арене. При этом фонд не выделяет свои деньги на США».

С 2006 года получать многомиллионные гранты стали российские организации Конфедерация обществ потребителей, Антитабачная адвокативная коалиция, Открытый институт здоровья.

Как указано на сайте фонда, цели выделения грантов — политическое влияние. Примечательно, что раньше на сайте фонда можно было узнать информацию о грантополучателях. Но за последние полгода информация с сайта исчезла, и Россия — это единственная страна, где при попытке входа на сайт, он почему-то выдает ошибку.

Патрик Бэшем, основатель исследовательского «Института демократии» не сомневается, что главные борцы с табаком будут иметь свою выгоду: «Во-первых, антитабачные активисты получают финансирование от правительства, в частности, и так же получают власть, делают карьеры на этом. А так же важный момент — связь фармацевтических компаний с этими активистами, потому что их деятельность тоже во многом финансируется фармацевтическими компаниями».

Впрочем, позиция защитников антитабачного закона не так уж несгибаема. После первого чтения все-таки было решено пойти на некоторые смягчения. Президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов говорит, что законодатели к малому бизнесу прислушались: «В чем-то прислушались. Убрали ограничения для магазинов, для стационарных киосков. По той информации, которая у меня есть сейчас, можно будет торговать табаком в нестационарных торговых объектах при условии, что в них можно будет войти. Если называть вещи своим именами, то это павильоны».

Смягчения закона — отмены наказания за незаконную торговлю сигаретами — добивался шахматист и глава благотворительного фонда Анатолий Карпов. Однако его коллеги по «Единой России» обвинили в табачном лоббизме и захотели проверить на соблюдение закона об НКО.

Госдума рассмотрит еще одну любопытную поправку к закону: депутаты хотят запретить продажу жевательного табака.