Госдума в первом чтении одобрила законопроект «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к Москве территориях». Он был внесен в Госдуму 7 ноября 2012 года. Президент еще летом поручил проработать этот проект в связи с тем, что планировался переезд чиновников на присоединенные к Москве территории.

Уже в сентябре стало ясно, что переезд в том виде, в котором он был задуман, не осуществится, но работа над законом продолжилась.

Еще на стадии разработки Минюст и практикующие юристы критиковали закон, отмечая, что он противоречит Жилищному и Земельному кодексу, а также вносит путаницу в отношения различных объектов Федерации. К примеру, согласно проекту, землю для федеральных нужд должны изымать местные власти, что выглядит нелогичным.

«Наибольшее удивление в законе вызывает передача значительных полномочий федеральных органов власти городу Москве. Так, исполнительные органы власти столицы будут иметь право резервировать земли для государственных нужд РФ; осуществлять изъятие земельных участков или иных объектов недвижимого имущества, готовить соглашения об изъятии земельных участков, обращаться в суды с исками об изъятии», — комментирует Сергей Казинец, партнер юридической фирмы «Авелан».

Закон дает Москве право перераспределять земельные участки, находящиеся в федеральной собственности — то есть полномочия достаточно большие и, как отмечали юристы, дающие простор для коррупции.

По идее, размах перераспределения должен ограничить утвержденный заранее перечень объектов федерального и регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях. Однако его пока не существует, и вряд ли он будет создан достаточно быстро, ведь сначала надо принять Генплан.

«Опыт зарубежных стран позволяет говорить о том, что такие проекты не могут быть готовы в течение трех и даже пяти лет», — считает Сергей Казинец.

Когда проект планировки или межевания территории будет принят, то через полгода власти обязаны принять решение об изъятии участков, мешающих реализации Генплана. Бывшие правообладатели недвижимого имущества могут подать в суд только на возмещение убытков, но они не вправе требовать возврата принадлежавшего им имущества.

Одной из спорных норм, нарушающих права собственников, эксперты называют возможность изъятия недвижимого имущества без изъятия земли. Фактически речь идет об изъятии строений, земля под которыми не оформлена в собственность.

Такая земля считается находящейся в социальной аренде, государство может просто расторгнуть такой договор в одностороннем порядке, выплатить компенсацию за строение, и все.

Более того, если владельцы не предоставили доступ к участку для проведения кадастровых работ и оценки строения, то они не смогут даже оспорить размер выплаченной компенсации.

При этом закон предлагает в достаточно сжатые сроки провести процесс изъятия. Так, исполнительному органу власти Москвы дается 2 месяца для сбора информации о собственниках, правообладатели должны будут обязаны предоставить сведения и документы властям в течение 10 дней после получения запроса.

Решение об изъятии недвижимого имущества может быть оспорено в суде в течение двух месяцев со дня его принятия.

Некоторые депутаты уже назвали закон «перераспределением собственности из рук подмосковных собственников в руки московских бизнес-групп».

Депутат Госдумы Галина Хованская удивлена, что действие закона не ограничено определенным сроком, как это было с изъятием земель в Сочи (там земли изымаются только под нужды строительства олимпийских объектов). По ее мнению, закон дает основания для коррупции в чиновничьей среде.

Эксперты предполагают, что в первую очередь закон ударит по интересам мелких собственников. Для крупных собственников земли и недвижимости создание инфраструктуры на принадлежащих им участках может оказаться весьма выгодным. К тому же зачастую не принципиально, в каком районе получить участок в виде компенсации за изъятый.

А вот владельцам обычных домов и дач придется либо довольствоваться денежной компенсацией, либо срываться с насиженного места и перебираться подальше от Москвы. «Если речь идет об увеличении рыночной стоимости, то правообладатель должен обосновать свои расчеты соответствующими документами, однако какими именно, законодатель умалчивает», — пояснил BFM.ru Сергей Казинец, — данные положения могут спровоцировать синдром Южного Бутово».

Напомним, что в районе Южное Бутово в 2006 году жители отказались покидать свои дома и оказали сопротивление властям, поскольку посчитали суммы выкупа недостаточными.

Напомним, что в прошлом году власти тоже столкнулись с сопротивлением жителей, пытаясь снести незаконно построенный дом в Вешках.