Рост российского авторынка тормозят налоги и штрафы
Российский авторынок стабилизировался. По прогнозам аналитической компании PricewaterhouseCoopers, в ближайшие годы прирост продаж будет составлять не более 3% в год. Причина низкого роста кроется в том, что авто дорого обходится россиянам
Читать на полной версииПо итогам 2012 года в России было продано 2,76 млн новых легковых автомобилей (не включая легкие коммерческие) — это на 10% больше, чем в 2011-м.
Прогнозы экспертов и участников рынка снова не оправдались. Напомним, что в начале прошлого года даже по самым оптимистичным оценкам прирост сбыта не должен был составить более 7-8%, а многие ожидали даже спад объема продаж.
Однако теперь, полагают аналитики, российский рынок действительно стабилизировался и больше не будет расти такими высокими темпами. Такой прогноз основывается на показателях последних месяцев прошлого года, когда прирост продаж постепенно сокращался, а в ноябре и декабре составил мизерные 2%.
По оценкам аналитической компании PricewaterhouseCoopers, в 2013 году российский автомобильный рынок при благоприятном стечении обстоятельств вырастет не более, чем на 5%. То есть в этому году в России будет продано около 2,9 млн новых легковых автомобилей. После прирост продаж скатится до 3%-2% в год. К 2024 году рынок достигнет своего пика — 3,68 млн реализованных машин.
Это позволит России не только стать самым крупным рынком в Европе, но и обойти по объему продаж Японию. Однако, по мнению экспертов, рост авторынка в нашей стране мог бы идти и более высокими темпами. Дело в том, что до сих пор количество машин на тысячу жителей в России значительно ниже, чем в Европе и США. Так если у нас на тысячу человек приходится 250 автомобилей, то в Западной Европе этот показатель составляет 450 машин, а в США — около 600.
Поборы мешают
По мнению Стенли Рута, партнера, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers, одной из причин сокращения прироста сбыта машин в России является слишком высокая стоимость владения автомобилем в нашей стране (по сравнению с Европой и США).
Основные расходы при покупке машины — это кредит и страховка. За это россияне платят в полтора-два раза больше, чем жители Западной Европы и США. Кроме того, влияют на решение о покупке автомобиля и постоянно растущие налоги. В частности, транспортный налог, акцизы на бензин, утилизационный сбор.
Кроме того, значительно влияет на спрос растущая стоимость технического обслуживания автомобилей, внедрение платных парковок и трасс, увеличение (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) штрафов за нарушение ПДД.
Государство может регулировать практически все перечисленные расходы, из которых складывается стоимость автомобиля в России. Налоги и сборы полностью в руках властей. Что касается кредитов и страховки, то и здесь можно повлиять на рынок, например, внедряя программы субсидирования.
По мнению представителей PricewaterhouseCoopers, снижение стоимости владения автомобилем было выгодно всем участникам рынка, поскольку оно ведет к увеличению объемов продаж машин и связанных товаров и услуг, что дает дополнительный доход государству и дилерам, а также обновляет автопарк за счет замещения старых авто новыми, более эффективными и экологичными.