Дело владельца «Терволины» дошло до суда, несмотря на мышей
Завершено расследование уголовного дела, возбужденного семь лет назад в отношении владельца сети обувных магазинов «Терволина» Вадима Степанова. Бизнесмена, а также сотрудника его компании обвиняют в хищении земель на сумму более чем 1 млрд рублей
Читать на полной версииСледственный комитет по Московской области завершил расследование возбужденного семь лет назад уголовного дела владельца сети обувных магазинов «Терволина» Вадима Степанова. Бизнесмена и сотрудника его компании Андрея Яковлева обвиняют в хищении путем мошенничества у государства земельных участков общей площадью 22,8 га в дном из самых престижных в России дачных поселков Николина Гора на Рублево-Успенском шоссе. Им также инкриминируют легализацию похищенного имущества. Ущерб от действий обвиняемых следствие оценивает в более чем 1 млрд рублей.
Уголовное дело в отношении владельца сети обувных магазинов «Терволина» Вадима Степанова сегодня — один из самых популярных запросов в поисковой системе Google.
Уголовное дело было возбуждено 27 октября 2007 года еще Следственным комитетом при МВД (позже дело передали для расследования в СКР Подмосковья) по результатам проверки Роспироднадзора использования земель в районе элитного поселка. В ходе нее обнаружили пропажу части карт с землеотводами. Впоследствии же выяснилось, что часть лесных угодий, прилегающих к поселку, перешла в частные руки.
Один из инициаторов этого уголовного дела — бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь вспоминает, что добиться возбуждения дела было непросто. «Когда в 2006 году я обратился в правоохранительные органы, мне семь раз приходил отказ в возбуждении дела, — рассказал он BFM.ru. — Не могу скрыть своего удовлетворения от того, что дело все-таки дошло до суда, несмотря на то, что шло расследование шло шесть лет и один из обвиняемых — миллиардер. Если бы человек был небогатый, то следствие бы прошло быстрее. А с другой стороны удивительно, что ни одного должностного лица, чиновника Одинцовского района, где буйствовали мыши, мы не видим. Я надеюсь, что суд даст оценку действиям всех участниками этой мошеннической схемы».
История с мышами
Митволь напомнил, что появлению дела на свет «предшествовала знаменитая история с мышами», которые якобы съели кадастровые карты на Николиной горе: «Если говорить вкратце, то в 2006 году мы начали проверку по обращению жителей Николиной горы. Речь шла о том, что там, где раньше был государственный лесной фонд, вдруг неожиданно образовались более 20 га частной земли, на которых началась застройка. Мы начали проверять и выяснилось, что в Одинцовском районе кадастровые карты были съедены мышами, соответственно в Мослесхозе эти карты сгорели в результате пожара. Причем пожар был таким удивительным, что при нем сгорело только одно учетное дело. Естественно, все это вызвало у нас серьезные подозрения. Мы нашли кадастровые документы, которые злоумышленникам не удалось найти, и по этим кадастровым документами восстановили собственность РФ. В этой связи мы и обращались в правоохранительные органы».
Митволь отметил, что «к сожалению чиновники, которые выступали в роли мышей или в роли пожара» и участвовавшие, по его убеждению, в истории с незаконным переоформлении земель, ушли от ответа. «Но хоть организаторы сядут», — надеется он.
Версия следствия
По версии следствия, хищение было совершено в 2003-2004-году следующим образом: Степанов, имея умысел на хищение земельного участка участок лесного фонда площадью 26,2 га в 92 квартале Звенигородского лесничества, ввел в заблуждение руководителей дачно-строительного кооператива «Работники науки и искусства» (РАНИС) о вхождении вышеназванной земли в границы кооператива. Затем был заключен договор об оказании услуг членам кооператива РАНИС, расположенного рядом с поселком Николина Гора, по приватизации его земель. По договору ДСК обязался передать компании Степанова участки, не включенные в перечень общественных земель, подготовленных для приватизации кооперативом. В результате формальными владельцами участков стали родственники бизнесмена, сотрудники его компании и даже отставные военнослужащие, льготы которых использовались при оформлении земель.
Следствие сообщает, что всего Степанов и его соучастники приобрели через подконтрольных лиц земельные участки общей площадью 22,8853 га, которые были неправомерно включены в состав дачного кооператива на основании подложной землеустроительной документации. «Указанными действиями Российской Федерации причинен ущерб в размере более 1 млрд рублей», — говорится в сообщении СКР.
В нем отмечается, что позже через своих родственников и знакомых, а также работников подконтрольных организаций Степанов и Яковлев оформили фиктивные сделки с земельными участками, тем самым «отмыв» имущество на общую сумму почти в 750 млн рублей. Поэтому помимо обвинения в «мошенничестве, совершенном в особо крупном размере» (часть 4-я статьи 159 УК РФ), фигурантам дела вменяется «легализация имущества, приобретенного в результате совершения преступления» (ч. 3 ст.174.1 УК РФ). Эти статьи предусматривают длительный сроки лишения свободы. Первая до 10 лет лишения, вторая — до семи.
По ходатайству следствия упомянутые земельные участки арестованы. Что же касается Вадима Степанова, то он даже полгода провел под стражей. Предпринимателя арестовали в конце сентября 2008 года. Тогда Следственный комитет при МВД объяснил необходимость ареста Степанова тем, что он в ходе следствия оказывал «сильнейшее давление на свидетелей, запугивал их, и уничтожил документы, имеющие значение для расследования». Но в апреле 2009 года Мосгорсуд освободил обвиняемого (к слову, отца четверых детей) под залог в 10 млн рублей.
При принятии решения были учтены представленные защитой поручительства за бизнесмена известных людей: кинорежиссера Никиты Михалкова, президента факультета журналистики МГУ Ясена Засурского и музыканта Юрия Башмета. Второй фигурант дела Андрей Яковлев находится под подпиской о невыезде.
Владелец «Терволины» говорит, что невиновен
По словам защищавшей на следствии Вадима Степанова адвоката Александры Алитовской, ее подзащитный не признает и «никогда не признавал вину». В беседе с BFM.ru она назвала предъявленное ее клиенту обвинение «глупостью». Адвокат считает, что вина Степанова «даже отдаленно не доказана», он «не мошенничал, не делал ничего». При этом Алитовская также отметила факт того, что по делу не был привлечен к ответственности ни один чиновник — в свое время следствие отказало в возбуждении дела против сотрудников администрации Одинцовского района Подмосковья, сказала она. По словам адвоката, скорее всего дело уйдет для рассмотрения в Одинцовский городской суд. От дальнейших комментарий защитница отказалась.
Как сообщила BFM.ru официальный представитель Главного следственного управления СКР по Московской области Ирина Гуменная обвинительное заключение по делу уже утверждено прокурором и дело передадут в суд после вручения копии документа обвиняемым. Судя по тому, что объем уголовного дела составил 180 томов и по нему проходят более 250 свидетелей, вынесения скорого приговора ждать не стоит.
Вадим Степанов создал компанию «Терволина» в 1992 году для импорта обуви из Чехии, Венгрии и Италии. В 1998 году фирма открыла собственное производство в Тольятти. В 2000 году в Москве открылся первый обувной магазин под маркой «Терволина». В настоящее время в 50 городах России и ближнего зарубежья работает более 100 магазинов компании.