Проблемные похороны «Деда Хасана»
На Хованском кладбище побывали несколько сотен человек. Журналистов просили не входить на кладбище, а то «могут разобраться по понятиям»
Читать на полной версииВ Москве прошли похороны «криминального авторитета» Аслана Усояна, известного как «Дед Хасан». Усояна застрелили в среду.
Как сообщают информагентства, на Хованском кладбище побывали несколько сотен человек. Журналистов просили не входить на кладбище, а то «могут разобраться по понятиям».
Ранее стало известно, что самолет с телом Усояна не пустили в Грузию, было решено вернуть его в Москву.
О том, почему это было сделано, Business FM рассказал грузинский политолог Гела Васадзе: «Официальной информации о том, что Грузия отказалась принимать борт с телом Аслана Усояна, не существует. Мне удалось связаться с одним из родственников Усояна, он более-менее в курсе, что происходило. Он рассказал, что когда уже загрузили гроб в самолет, были готовы к полету, полет не разрешили. Потом запросили полет на Ереван, также не разрешили. Потом запросили полет в Донецк, также не было разрешено. По мнению этого родственника, самолет с телом не выпустили из России. Кто не разрешил? Власти ли, аэропорт ли... Есть версия, что в этом замешаны «криминальные авторитеты», которые хотели провести полноценные похороны, что было невозможно в Грузии. Но это — одна из версий. В Грузии существовала практика нулевой толерантности, то есть фактически был террор против преступности. И это, кстати, обернулась против Саакашвили и его команды. Очень серьезно криминальный мир числил Саакашвили в главных врагах. Нулевая толерантность — это такая коса, которая косит всех, кто под нее попадает. И попадали очень часто люди, которые за мелкие проступки получали непропорционально серьезное наказание. Получилось, что общество, с одной стороны, забыло те времена, когда в Грузии был криминальный беспредел, когда были воровские законы. С другой стороны, общество очень болезненно отреагировало на достаточно жестки кинокадры из тюрьмы, где заключенных избивают — это были настоящие кадры, и насилуют. А это были постановочные кадры, но общество в это поверило».
О том, как проходили похороны Усояна, в интервью Business FM рассказал криминальный корреспондент Максим Гладкий.
— В это время на Хованском кладбище были и другие похороны. Я не знаю, почему многих журналистов не пускали, я прошел абсолютно спокойно. Единственное, что напоминало о статусе похорон, это машины с оперативными сотрудниками и двумя специализированными камерами слежения. Порядок поддерживала служба безопасности, в том числе самого Усояна. Сейчас большая часть «воров в законе» из Грузии действует на территории России и Восточной Европы. В Грузии приняты жесткие законы по борьбе с криминалом, там без вопросов дают сразу около десяти лет лишения свободы. А ситуация с Асланом Усояном выходит за рамки грузинского законодательства, потому что это уже погибший человек.
— Каким образом грузинским властям удалось справиться с организованной преступностью?
— По воровским законам, если тебя спрашивают, вор ты или не вор, и если ты «вор в законе», ты обязан ответить, что да, ты «вор в законе». Грузинские власти ввели законодательную норму: если человека спрашивают и он подтверждает этот воровской статус, значит, он вор и подлежит суровому наказанию. Дальше сразу было принято — их поместили в одиночные камеры в тюрьме в Тбилиси. «Вор в законе», если он попадает в места лишения свободы, сам ничего не делает, все остальные моют ему ноги, приносят еду. А тут он должен сам за собой убирать. Это для них неприемлемо. Плюс, их имущество национализировалось и передавалось либо социальным структурам, либо правоохранительным органам. Многие поэтому сразу решили покинуть Грузию.
— По некоторым данным, когда в России расформировали УБОП, «воры в законе» широко праздновали это событие.
— Там была большая вечеринка.
— Возрождение управления поможет борьбе с организованной преступностью?
— Хотелось бы в это верить. Но здесь, на кладбище, встречался с оперативниками, которые на мой вопрос о возрождении УБОПа не ответили. Все хорошие кадры из структур МВД выгнаны, набрали мальчиков, которые, когда им говорят, что убили Хасана, спрашивают, а кто это. Даже если создадут управление заново, то уйдут годы, чтобы выросли новые кадры. Старые обратно не пойдут — они бегали под пулями, а их выбросили на улицу.