История с публичными слушаниями обернулась митингом
Сегодня в Москве пройдет митинг за сохранение публичных слушаний. Их отмена, что московские парламентарии собирались закрепить в поправках к Градостроительному кодексу, вызвала большой общественный резонанс
Читать на полной версииСегодня в Москве возле метро «Улица 1905 года» пройдет митинг за сохранение публичных слушаний. В конце прошлого года депутаты Мосгордумы решили отменить публичное обсуждение строительных проектов. Поправки в градостроительный кодекс одобрили в первом чтении. Но несколько дней назад мэр столицы Сергей Собянин предложил не принимать такое решение, депутаты с ним согласились.
Тем не менее, активисты свою акцию отменять не стали.
Отмена публичных слушаний, которую московские парламентарии собирались закрепить в поправках к Градостроительному кодексу, вызвала большой общественный резонанс. Многие посчитали это возвратом к точечной застройке и заявили, что у москвичей отняли единственную возможность хоть как-то влиять на облик города. Депутаты после обращения Собянина свое решение отменили.
Вопрос только, надолго ли, рассуждает урбанист, доцент ВШЭ Денис Визгалов. «Насколько долго это будет продолжаться, насколько они будут настойчивы в отмене этой нормы, мне кажется, это очень трудно предсказать, — рассказал он Business FM. — Ведь мы ещё не знаем реальной мотивации: почему депутаты так настойчиво хотят отмены этих слушаний. Может быть, там есть какое-то инвестиционное лобби, может быть, ради того, чтобы сделать какую-нибудь одну большую стройку, меняется законодательство, чтобы протащить этот проект, а потом вернуть слушания обратно. Там, где в условиях отсутствия слушаний будет продавливаться тот или иной проект, та или иная стройка, люди просто будут выходить на улицы, ложиться под бульдозеры».
Активисты после решения Мосгордумы отменять митинг не стали, у них есть и другие претензии. Руководитель движения «Мой двор» Михаил Бутримов говорит, что многих недоразумений между жителями и властями Москвы можно избежать, если у населения будет больше информации о застройке мегаполиса. «Любая протестная акция возникает, в большинстве своем, как конечный итог того, что люди были не информированы о той или иной задумке. То есть все эти протесты в Москве, которые имеют место на районном уровне, они из-за нехватки информации. Если бы чиновники доносили заранее то, что планируется, при этом подключались бы городские власти, через «Москву 24», например, и другие городские СМИ, то можно было бы снизить количество проявлений протестов», — рассказал Бутримов Business FM.
В Интернете, действительно, можно найти жалобы жителей на то, что их не предупредили о слушаниях. Хотя, согласно закону, об этом должны говорить отовсюду — СМИ, сайты органов власти, объявления в подъездах. Тем не менее, часть москвичей в этих слушаниях участие все-таки принимает — примерно 1,5% жителей столицы. И часть из них всегда недовольна, предъявляя претензии вроде «я, в принципе, не против метро, но только на 500 метров дальше от моего дома».
Ранее автор поправок, депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов жаловался в интервью «Афише», что инвесторы уходят из Москвы из-за сварливых жителей. Наличие такой черты у москвичей Business FM подтвердил и председатель Мосгордумы Владимир Платонов: «Я вам назову единственную стройку, которая устраивает любого москвича. Это когда строят его дом, всё остальное, конечно, является раздражающим фактором. И я неприятные моменты пережил, когда в 25 метрах построили ещё один дом, но что же делать. Здесь не может быть вкусовых ощущений: нравится–не нравится. Здесь может быть только законно–незаконно, потому что есть определенные нормативы и стандарты для любого строительства. И именно этому должно соответствовать».
Слушания по строительным проектам проводятся во многих странах. Баталии порой бывают ожесточенные. В 1970 годах в Англии горожане Ноттингема во время слушаний избили своего депутата, подозревая, что его подкупила строительная компания. После чего народный избранник умер в реанимации. Однако даже из-за такого случая институт публичных обсуждений в Британии никто не отменил. А с недовольными жителями в Европе просто принято договариваться, компенсируя строительство неприятной, но нужной автомобильной развязки, например, разбиванием парка или весомой денежной суммой.
(Митинг рассчитан на полчаса, начнется он в 12:00.)