Недостатки возврата НДС лишили бюджет 6,5 млрд рублей
В сфере возмещения налога есть целый комплекс проблем, считают в Счетной палате
Читать на полной версииПрямые потери российского бюджета от несвоевременного возврата налога на добавленную стоимость в 2011-2012 годах составили 6,5 млрд рублей, сообщает департамент информации Счетной палаты.
Мониторинг регулятора показал, что задачи администрирования возмещения НДС выполнены не в полном объеме, а в сфере возмещения налога есть целый комплекс проблем. Счетная палата сообщает, что на доходы федерального бюджета негативно влияет увеличение доли налоговых вычетов в сумме исчисленного НДС и высокий уровень возврата на расчетные счета налогоплательщиков в общей сумме возмещаемого НДС. Кроме того, недостаток правового регулирования возмещения НДС увеличивает риск коррупции, учащает случаи неуплаты налогов, а также приводит к формированию противоречивой судебной практики. Главным средством уклонения от уплаты налогов Счетная палата называет фирмы-«однодневки».
Аудиторы регулятора отмечают, что понятие необоснованной налоговой выгоды и деловой цели получило широкое распространение, однако законодательно никак не закреплено. Кроме того, не существует установленных критериев, разграничивающих законное уменьшение налоговых платежей и уклонение от налогообложения. Нет и установленной процедуры проверки «деловой цели». Согласно материалам Счетной палаты, расходы федерального бюджета (прямые потери) на выплату процентов за несвоевременный возврат НДС на 1 января 2011 года составили 2,82 млрд рублей, на 1 января 2012 года — 2,22 млрд рублей, на 1 ноября 2012 года — 1,42 млрд рублей.
В марте прошлого года премьер-министр Владимир Путин предложил главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину просчитать вариант, при котором власти вообще откажутся от возмещения НДС. По данным главы ФНС на весну прошлого года, в бюджете РФ количество поступлений НДС выросло на 32%, а возврат непосредственных налогов ― всего на 1,5%. Эти показатели, по его мнению, свидетельствуют о постепенном исчезновении старых схем уклонения от уплаты налогов.