Счетная палата проверит ценообразование в «Аэрофлоте»
Ценовую политику крупнейшего российского авиаперевозчика проверит Счетная палата. В «Аэрофлоте» заявляют, что стоимость билетов компании в некоторых случаях может быть выше, чем у конкурентов, потому что компания оказывает услуги более высокого уровня
Читать на полной версииГлава Счетной палаты Сергей Степашин пообещал, что ведомство проконтролирует, как формируется цена на билет крупнейшего российского авиаперевозчика — «Аэрофлота».
«Мы запланировали не просто проверку «Аэрофлота», а вопрос формирования цены. Посмотрим конкурентную среду, почему не пускают международные компании... Хватит обманывать народ. Я думаю, такая серьезная проверка, она даст возможность нашим согражданам и руководству страны внимательно проанализировать стоимостную политику этой компании», — цитируют Степашина информационные агентства.
В пресс-службе ведомства BFM.ru сказали, что проверка началась ещё в прошлом году и включает в себя анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с начала 2010 года и до сентября 2012 года.
Директор департамента общественных связей «Аэрофлота» Андрей Согрин в интервью BFM.ru рассказал, что ему не известно, чем именно вызван интерес контрольного ведомства к ценам «Аэрофлота», но проверок компания не опасается — аудиты проводятся регулярно, компанию проверяют не только государственные органы, но и миноритарные акционеры. Финансовую деятельность компании ее представитель называет «чистой и прозрачной».
Андрей Согрин отметил, что стоимость билетов «Аэрофлота» в некоторых случаях может быть выше, чем у конкурентов, потому что компания оказывает услуги более высокого уровня. В частности, компания вынуждена платить большие лизинговые платежи за новые самолеты, в то время как конкуренты зачастую покупают технику на вторичном рынке.
Что касается обвинений в монополизме, Согрин замтил, что ограничений по работе на внутренних линиях для других авиакомпаний не существует и на магистральных маршрутах конкуренция достаточно высокая. А решение отказаться от монополии на международные перевозки было принято компанией уже давно. В октябре 2012 года глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что перевозчик откажется от монополии на 34 маршрутах, где раньше никто кроме него не летал.
Эксперты также не уверены, что сомнения Счетной палаты в отношении национального перевозчика обоснованы. Если проблема ценообразования есть, то она лежит в плоскости государственных решений, а не бизнес-стратегии «Аэрофлота».
Аналитик компании «Метрополь» Андрей Рожков полагает, что с точки зрения уменьшения расходов авиакомпаний, что, в свою очередь, позволило бы снижать цены на авиаперевозки, разумнее было бы отрегулировать некоторые тарифы: «Проявить гибкость в установлении тарифов за пользование ВПП, сервисами по части безопасности, аэронавигационным обслуживанием, самым снижая собственный доход от деятельности этих служб».
Специалисты отрасли также акцентируют внимание на высокой стоимости авиакеросина. Топливная составляющая в себестоимости билета может превышать 30%, цены при этом продолжают расти темпами, значительно превышающими рост платёжеспособности населения. Аналитик компании «Атон» Никита Мельников считает, что есть целый комплекс проблем, которые никто не хочет решать: «Не контролируют региональные аэропорты, которые зачастую устанавливают высокие сборы, в Российских компаниях нельзя работать иностранным пилотам, московский авиационный узел перегружен».
Эксперт сомневается в том, что заявления Счетной палаты и сам факт проведения проверки на этом фоне могут принести какую-то пользу. Андрей Рожков предлагает обратить внимание на финансовую отчетность «Аэрофлота» в части чистой прибыли. По оценке эксперта, этот показатель, за вычетом роялти, которые «Аэрофлот» получает от других компаний за пролет над Сибирью, среднестатистический. «Оснований для такой проверки я не вижу. Если бы «Аэрофлот» завышал стоимость билетов, мы бы увидели соответственно высокую маржинальность. Вероятно, интерес Счетной палаты объясняется критикой со стороны населения рейсов, которые «Аэрофлот» выполняет как назначенный перевозчик», — говорит Рожков.
Отметим, государство не в первый раз предпринимает попытки отрегулировать авиационную отрасль с целью снизить стоимость авиабилетов. В этом году правительство будет работать над этим вопросом в соответствии с «дорожной картой» развития конкуренции в России, которая опубликована на сайте правительства.
Документ рассматривает ряд проблем авиационной отрасли и предполагает, что в течение года в крупных аэропортах начнут работать несколько компаний, обеспечивающих хранение топлива и заправку воздушных судов, будут пересмотрены тарифы на эти услуги. Кроме того, правительство намерено либерализовать межправительственные соглашения, регулирующие число перевозчиков по ряду маршрутов, упростить сертификацию региональных аэропортов и даже разрешить авиакомпаниям взимать плату за провоз багажа и питание на борту, а так же продавать «невозвратные» билеты.