«Лайнер мечты» заставил усомниться в своей безопасности
За последние три дня с самолетами Boeing 787 Dreamliner произошло сразу три инцидента: утечка топлива, неисправность тормозной системы и возгорание батареи. Эти проблемы уже привели к падению стоимости компании более, чем на миллиард долларов
Читать на полной версииЯпонская авиакомпания All Nippon Airways сегодня отменила внутренний рейс самолета Boeing 787 Dreamliner. Причина — обнаруженная неисправность в тормозной системе. Теперь японские авиакомпании экстренно проверяют все имеющиеся в стране самолеты этой модели.
Это стало уже третьей проблемой за последние три дня, с которыми столкнулись самолеты Dreamliner. Например, вчера, 8 декабря, в аэропорту Бостона незадолго до взлета команда одного из Dreamliner, принадлежащего авиакомпании Japan Airlines, обнаружила утечку топлива. Проблему удалось решить быстро, и самолет вылетел из аэропорта с трехчасовой задержкой.
Днем ранее, также в аэропорту Бостона, Dreamliner другой авиакомпании — JAL — загорелся во время стоянки. Возгорание одной из аккумуляторных батарей привело к задымлению кабины пилотов. К тому моменту самолет уже покинули пассажиры, и никто не пострадал. Пожар был быстро устранен и ущерб оказался незначительным.
Boeing 787 Dreamliner — широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, способный перевозить 250-330 пассажиров на расстояние до 16,299 тысячи километров. Это первый самолет, который более чем на 50% состоит из углеродного волокна, а не из алюминия.
Это уже не первая сложность, с которой столкнулся Boeing в рамках проекта Dreamliner. До этого производитель самолетов был вынужден несколько раз подряд переносить запуск этой модели из-за технических сложностей и роста бюджета проекта. В результате, первые поставки самолетов заказчикам начались лишь в 2011 году, вместо запланированного первоначально 2008 года. С тех пор Boeing продал 49 Dreamliner восьми авиакомпаниям, 46 из которых было передано в 2012 году.
В настоящее время в портфеле производителя самолетов находятся заказы на еще 799 самолетов от авиаперевозчиков и лизинговых компаний. Boeing планирует удвоить темпы сборки с 5 до 10 самолетов в месяц. Стоимость одного самолета без учета скидок составляет 207 млн долларов. При этом из-за задержек и периодических неполадок, производителю самолетов приходится делать заказчикам крупные скидки, что отодвигает сроки окупаемости инвестиций в проект Dreamliner. Во вторник акции Boeing упали на 2,7%, а капитализация компании сократилась до 55,9 млрд долларов, то есть более, чем на миллиард долларов.
«Характер проблем Dreamliner — это тревожный сигнал. Это не проблемы с недостаточным уровнем комфорта пассажиров, а вопрос безопасности всего полета», — цитирует The Wall Street Journal Марка Розекера, бывшего руководителя Национального совета США по безопасности на транспорте. Впрочем, по его словам, в первые месяцы эксплуатации испытывают разные трудности и другие самолеты.
Например, производитель двигателей Rolls-Royce три года назад выплатил авиакомпании Qantas Airways более 90 млн долларов из-за отказа одного из двигателей в полете. Основной конкурент Boeing — компания Airbus ранее выплатила 340 млн долларов заказчикам самолета A380 из-за задержек поставок.