Сын Касперских воссоздал картину своего похищения
Похищенный прошлой весной Иван Касперский, сын основателя «Лаборатории Касперского» сегодня дал показания в суде, рассказав об обстоятельствах своего похищения
Читать на полной версииНа процесс в Хорошевский суд Москвы сын Евгения Касперского, основателя «Лаборатории Касперского», Иван прибыл в сопровождении матери — гендиректора компании InfoWatch Натальи Касперской и адвоката.
Выяснилось, что 21-летний юноша в этом году женился и взял фамилию своей жены, став Иваном Селиным. «Это как-то связано с вашим похищением?» — спросила прокурор и получила утвердительный ответ. «Моя фамилия слишком громкая», — сказал потерпевший.
Юноша рассказал, что был похищен 19 апреля прошлого года по дороге в компанию InfoWatch, где работает разработчиком. Фирма расположена в промзоне, на улице 607-й Проектируемый проезд. В то утро его невеста Екатерина подбросила его до станции метро «Кунцевская», он на метро доехал до «Строгино», а оттуда отправился пешком в офис. По словам парня, нападение произошло около 8:40 мск утра, когда он почти добрался до офиса. Для этого похитители выбрали малолюдное место.
«Там неподалёку шиномонтаж и высокие стены забора. Я практически уже дошел до работы, осталось метров 150, — рассказал Иван Селин. — Слева на обочине стояла темно-зеленая машина, похожая на «Жигули». У нее был открыт капот, из-за нее вышел человек, он схватил меня в охапку. Сзади пошел второй, который помог первому затолкать меня на заднее сиденье автомобиля».
По словам молодого человека, похитители завязали ему глаза, сверху надели шапку и забрали все, что у него было в карманах: плеер, iPod, ключи от квартиры, мобильный телефон и студенческий билет. Руки ему сковали наручниками.
«Мне говорили, что со мной ничего плохого не произойдет и все будет хорошо», — продолжил потерпевший. Молодого человека по дороге пересадили в другую машину и заставили позвонить родителям, сообщив им, что у него «проблемы» и это «не шутка».
«У меня спрашивали, кому лучше позвонить. Я сказал: лучше маме. Но они решили, что лучше отцу, а то мама еще испугается и в обморок упадет», — рассказал Иван.
Пять дней в плену
Далее, по словам Касперского-младшего (Селина), его отвезли в Подмосковье, где почти пять дней удерживали в какой-то бане. Рассказывая об условиях своего содержания, признался, что похитители относились к нему хорошо: регулярно поили, кормили и даже по его просьбе принесли почитать книгу — «какую-то фантастику». При этом его постоянно успокаивали: «Они говорили, что все будет хорошо и меня скоро вернут домой».
До освобождения спецназом 24 апреля 2011 года родители Ивана получили от похитителей одно видео- и одно аудиосообщение. «Запись должна была длиться не более 50 секунд, чтобы уместиться в MMS», — пояснил пострадавший. Чтобы убедить родителей, что это их сын, злоумышленники попросили Ивана ответить на ряд вопросов: о том, какие болезни он перенес в детстве, какие у него отношения с отчимом и как зовут его кота.
Кстати, по словам Касперского, о том, что за него требуют выкуп, он не знал: преступники не обсуждали при нем эту тему. «От меня они лично ничего не требовали», — сказал потерпевший.
Молодой человек добавил, что после похищения он вынужден был обзавестись охраной, а все члены его семьи из-за сильного психологического стресса обращались за помощью к психологу.
Круг обвиняемых
Отметим, что по обвинению в похищении Ивана Касперского и вымогательстве (часть 2 статьи 126 и часть 3 статьи 163 УК РФ) перед судом
предстали четверо. Это 62-летний москвич Николай Савельев, его сын Николай, трижды судимый Сергей Громов и Олег Маюков. Последний был соседом сотрудника бывшего сотрудника ФСО Алексея Устимчука. Его уже осудили этим летом. 94-й гарнизонный военный суд приговорил Устимчука к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. Дело было рассмотрено в особом порядке. Подсудимый полностью признал вину.
По версии следствия, организовать похищение задумали отец и сын Савельевы после того, как по телевидению увидели передачу о бизнесе Евгения Касперского. Журнал Forbes в прошлом году оценил состояние предпринимателя в 0,8 млрд долларов. Он был помещен а 125-ю строчку рейтинга 200 богатейших российских бизнесменов.
Из оглашенного сегодня прокурорами обвинительного заключения следовало, что злоумышленники готовились к преступлению заранее — еще в 2009 году. Они приобрели два автомобиля — Ford Taurus и Аudi S 100, не менее 10 мобильных телефонов, устройства для глушения сигнала и 20 сим-карт, оформленных на других людей. А в начале 2011 года они начали следить за Иваном, который тогда учился на четвертом курса факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.
Материалы дела гласили, что непосредственно в похищении участвовали Устимчук, Маюков и Громов. Последний также охранял заложника в бане на даче Савельевых, расположенной на территории садового товарищества в поселке «Роща» в Сергиево-Посадском районе Подмосковья.
«Я уже два года сижу за то, чего не совершал!»
Из четырех подсудимых лишь Савельев-старший и Олег Маюков в суде частично признали вину. Савельев-младший и Николай Громов вообще отрицали какую-либо причастность к инкриминируемым преступлениям.
«Я уже два года сижу за то, чего не совершал! На протяжении почти целого года я обвинялся в том, что был участником похищения. Когда же Устимчук заключил сделку со следствием, меня сделали организатором вместе с отцом. Как такое возможно?» — возмущался Савельев-младший.
Его поддержал отец, утверждая, что сын ничего не знал. «Я с самого начала следствию долбил, что мой сын не виноват. Жену еще хотели посадить, но кто-то умный одумался. Долги были у одного фигуранта дела — Устимчука. Я надеюсь, что вы будете объективны», — обратился он к судье.
Савельев-старший признался, что требовал у родителей Ивана Касперского (Селина) выкуп, но обвинение в похищении отверг.
Сергей Громов сказал, что всего лишь находился в бане вместе с потерпевшим. «Ни похищения, ни вымогательства я не совершал», — завил он.
Олег Маюков, которому вменяется только похищение, частично согласился с обвинением.
Примечательно, что согласно показаниям бывшего заложника, несмотря на то, что его похитители почти всегда были в шапках-масках, он смог узнать двоих: Савельева-старшего — по комплекции и голосу, Сергея Громова — по татуировке на руке в виде колючей проволоки.
Евгений Касперский побоялся вернуться в Россию
Надо сказать, что во время допроса Савельев-старший всячески пытался подчеркнуть, что Ивана Касперского никто не обижал.
Обвиняемый даже извинился перед матерью своего заложника Натальей Касперской, с которой похитители вели переговоры о выкупе.
Она рассказала суду, что в момент похищения сына каталась на яхте в Гонконге, но после звонка начальника службы безопасности фирмы срочно вылетела в Москву. Отец парня, Евгений Касперский, с которым женщина давно в разводе, тогда находился в Лондоне. «Он сказал, что не хочет приезжать в Россию, так как боится», — сказала потерпевшая.
Савельев-старший просил ее вспомнить, что в ходе телефонных переговоров он пытался ее успокаивать. «Я понимаю, что вам пришлось пережить. Сложно было в этой ситуации успокоиться, но я все же просил вас. Я искренне приношу свои извинения. Я сполна уже за это ответил», — сказал подсудимый.
Сама потерпевшая просила не наказывать подсудимых строго, если суд сочтет доказанной их вину. «Спасибо, Наталья Ивановна!» — искренне отреагировал на эти слова подсудимый.
Процесс продолжится 14 января.