Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев предлагает оглашать судьям только резолютивные части приговоров по уголовным делам. В этом он видит один из способов снизить нагрузку на судей. Такое мнение глава высшей судебной инстанции страны озвучил сегодня на VIII Всероссийском съезде судей. Представители юридического сообщества восприняли эти слова неоднозначно.

Некоторые из них полагают, что разгружать судей нужно за счет внедрения новых технологий, а уж никак не за счет нарушения прав человека. Другие не видят в этом предложении никакого нарушения.

Стоит отметить, что главный судейский форум страны, который проходит каждые четыре года, во вторник посетил президент страны Владимир Путин. Прежде всего, он призвал делегатов завершить создание в России системы административного судопроизводства и в кратчайшие сроки принять соответствующий кодекс. Не оставил президент без внимания и тему перегруженности судей. «Знаю, что тяжелой проблемой остается чрезмерная загрузка судов. Решение этой проблемы ищем много лет. Приняты необходимые правовые акты о досудебных и внесудебных процедурах разрешения споров. Однако они внедряются, прямо скажем, вяло и неохотно», — признал Путин. Он добавил, что нагрузки на судей продолжают расти из года в год, и предложил «всем вместе подумать на тему, что еще нужно сделать для того, чтобы разгрузить судей».

Что делать

Оказалось, что ответ на этот вопрос уже готов у председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева.

Он заметил, что судьи «часто нагружены никому не нужной работой, которая занимает колоссальное время». «В этой связи мы считаем целесообразным оглашать по уголовным делам только резолютивные части приговоров (статья и мера наказания), тем более что полный текст вручается сторонам судебного разбирательства, а впоследствии размещается на официальном сайте суда», — заявил глава Верховного суда.

Чтобы еще больше разгрузить судей, он предложил также не писать мотивировочные части решений и по гражданским делам и делать это только в случаях, если участники процесса сами попросят. «Практика показывает, что обжалуется всего 5% решений по гражданским делам, а судьи отписывают мотивировочные части по ряду сложных дел неделями», — привел аргумент Лебедев.

Выступая на съезде, он отметил, что за последние четыре года была проделана значительная работа по совершенствования российского правосудия. Суды рассмотрели 50,1 млн гражданских дел. «Число же осужденных за это время сократилось на 21% — с 925 тысяч до 740 тысяч», — привел данные Лебедев.

Уголовное наказание превратить в административное

Кстати, он предложил еще одно важное нововведение — декриминализовать все малозначительные преступления, предусматривающие наказание до трех лет лишения свободы, и перевести их в разряд административных дел. Речь идет о таких делах, как невыплата банку кредита, нарушение санитарных норм или правил пожарной безопасности, сообщает РАПСИ.

Это, по логике Лебедева, во-первых, поможет снизит уровень судимости среди населения, а во-вторых, разгрузит следователей и суды. Председатель ВС отметил, что в этом году судьи прекратили уголовные дела в отношении 230 тысяч человек в связи с малозначительностью деяний. А ведь расследование уголовных дел отнимает и силы, и время. В этой связи глава Верховного суда предложил на законодательном уровне увеличить размер минимальной суммы хищения, за которую может грозить уголовная ответственность — с 1 до 3 тысяч рублей. За меньшую сумму следует привлекать к административной ответственности, полагает он. «Нельзя всех шаблонно привлекать к уголовной ответственности», — заметил Лебедев.

«Российское население желает знать не только итог дела»

Надо сказать, что если последнее предложение представители юридического сообщества восприняли на «ура», то предложение оглашать только итоговую часть приговоров и не отписывать мотивировочную часть было встречена по-разному.

Так, адвокат Игорь Трунов считает заявление председателя Верховного суда «противоправным». «Есть целый ряд прецедентных решений Европейского суда, которыми наказывали Российскую Федерацию за то, что оглашалась только резолютивная часть решения и не оглашались аргументы, на основании которых оно было принято», — сказал он. И отметил, что в этих случаях было зафиксировано нарушение прав граждан на публичность и прозрачность правосудия. «Российское население желает знать не только итог дела, но и те основания, по которому было принято то или иное решение. А когда озвучивается решение без аргументов, а потом тихо и келейно решение вручается под подпись персонально только участникам процесса, то теряется смысл транспарентности и публичности процесса», — полагает Трунов. При этом он добавил, что у нас, к сожалению, исполняются решения Европейского суда только в части выплаты денег, а требования к рассмотрению дел и устранению нарушений игнорируются. Это, в свою очередь, приводит к тому, что россияне заваливают Страсбургский суд «жалобами-клонами», обращаясь с одними и теми же вопросами раз за разом по кругу».

По мнению Трунова, снизить нагрузку на судей помогут новые технологии судопроизводства — электронные формы, такие как введение системы перевода устной речи в письменную. «На сегодняшний день мы существенно отстаем в этом от всего остального мира. Вот, чем нужно заниматься. Тогда вопрос загруженности судей отпадет сам собой. Ведь у нас многие судьи до сих пор отписывают решения от руки, не умея работать на компьютере», — заметил адвокат.

«Либерализация не то, что назрела, а перезрела»

При этом он абсолютно согласен с инициативой председателя Верховного суда в стремлении либерализации законодательства и перевода ряда уголовных дел а разряд административных. «Сегодня у нас самое жесткое за всю историю России уголовное законодательство. Либерализация не то, что назрела, а перезрела. Президент Медведев об этом заявил, но ничего не сделал. Может быть, удастся председателю Верховного суда», — надеется Трунов.

Вместе с тем глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник не видит ничего страшного в том, если судья не станет зачитывать приговор несколько часов кряду, стоя (именно так прописано процедурой). «Если огласят резолютивную часть, я не вижу какого-то здесь нарушения. Если только документ будет в открытом доступе», — пояснил BFM.ru Генри Резник. По его словам, «общество, как правило, не интересуют детали, а только виновен человек или не виновен». При этом он все же считает необходимым отписывать полный текст решений по гражданским делам. «Это сейчас человек решил не обжаловать решение, а потом у него появится новый адвокат, и он захочет это сделать, Поэтому мотивировочная часть решения необходима», — мотивировал свою позицию глава АПМ.

Что же касается декриминализации малозначительных преступлений, то Резник заявил, что «обеими руками за». «И в первую очередь, надо снова декриминализовать статью «клевета», — уверен он.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе в какой-то степени поддерживает Генри Резника. Он обращает внимание на то, что судьям «приходится отписывать значительную часть решений по очевидным делам, носящим, если можно сказать, декларативный характер. Например, бракоразводные процессы и тому подобное». Поэтому он считает, что предложенное Лебедевым нововведение может способствовать «улучшению качества и скорости изготовления судебных решений по существенным и значительным делам». «Нагрузки на судей общей юрисдикции не просто огромные, они колоссальные. И деформализация части процесса пойдет только на пользу. А потом, учитывая личность Лебедева, он никогда бы не позволил себе непоследовательных, а тем более неграмотных решений. Общеизвестно, что он серьезный авторитет, в том числе в международном судейском сообществе», — сказал Трапаидзе.

«Что касается декриминализации большого количества деяний и всех остальных нововведений по уголовному процессу, то тут мы, наконец-то, услышали то, о чем просили много лет», — не скрывает радости адвокат. Он отметил, что появится возможность освободить из тюрем людей, сидящих за мельчайшие кражи и подобные преступления. «Это как раз и попахивает сталинщиной, когда людей могли посадить даже за кражу чехла от телефона, если он стоил дороже 1000 рублей», — считает Трапаидзе. Он напомнил, что, по разным данным, в российских тюрьмах и лагерях отбывают сроки от 640 до 920 тысяч заключенных.