Дела Навального: обмен политическими любезностями
Два дела против Алексея Навального могут обернуться для него 15 годами лишения свободы — по совокупности. Впрочем, заведение дел не означает, что оппозиционера посадят. Политологи называют это обменом любезностями
Читать на полной версииАлексею Навальному грозит до 15 лет лишения свободы по новому, так называемому почтовому делу. Известный оппозиционер теперь не может выехать даже в Подмосковье. Среди фигурантов также его брат Олег.
Впрочем, это не значит, что оппозиционера посадят. Политологи называют это обменом любезностями.
Официально по федеральным каналам телевидения дело против теперь уже семьи Навальных поставили в графу «достижения в борьбе с коррупцией». Оно значится в одном списке вместе с «Оборонсервисом» и «Агролизингом». Алексей Навальный называет обвинение абсурдом. СКР говорит о преступной цепочке — брат Олег, сотрудник «Почты России», убедил фирму с французским участием возить посылки через компанию Алексея. Братья сами перевозками не занимались и наняли подрядчика. СКР дает понять, что клиента, мягко говоря, обманули — «впарили» услугу по завышенной цене в 55 миллионов рублей. Следственный комитет выяснил, что рыночная стоимость такого контракта составляет максимум 31 миллион.
Навальные отвечают: силовики создают прецедент — так можно любого бизнесмена посадить, если он продает что-то дороже своих коллег. Юристы намекают, что ответ стоит искать не в сфере юриспруденции.
Руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Вячеслав Феоктистов в интервью Business FM рассказал о своем видении перспектив этого уголовного дела: «Подобные ситуации в брокерской деятельности, то есть деятельности участников, людей, которые торгуют непосредственно на бирже, можно также подвести по этой форме под уголовно-правовую статью. Я думаю, что здесь дело немножко в ином. На мой взгляд, кому-то, возможно, кажется, что необходима ситуация, в рамках которой Алексей имел бы статус подозреваемого или обвиняемого на определенный период времени. Это дает возможность правоохранительным органам, как мне кажется, держать его, мягко говоря, на коротком поводке. Мало кто из коллег и правоприменителей допускает саму возможность направления подобного дела при таких обстоятельствах в суд и оценивает вообще какую-либо перспективу. Речь идет о коммерческой деятельности, цели коммерческой деятельности, предпринимательской деятельности. Насколько мы помним статьи Гражданского кодекса, это извлечение прибыли. То есть человек получил прибыль в таком виде, при таких обстоятельствах, которые он сам создал, не нарушая, на мой взгляд, никакого закона».
Тем временем у Алексея Навального теперь двойная подписка о невыезде — он не может выехать даже в Подмосковье. С обысками приходят к близким родственникам. По «первому» делу он обвиняется в хищении продукции «Кировлеса». Там сумма меньше — 16 миллионов, но срок — до 10 лет. То есть по совокупности он может получить лет 15 и больше.
Но это уже отдельное решение, считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«Похоже, на сегодня политического решения об аресте Навального не принималось. То есть имеется определенная подготовка почвы, есть целенаправленное создание ожиданий, но понятно, что итоговое решение будет политическим, — рассказал Виноградов Business FM. — Предъявляемые обвинения достаточно любопытны в том плане, что, с одной стороны, они сулят какие-то страшные сроки лишения свободы, а с другой — выглядят не очень убедительными в глазах внешней аудитории. И если дела распадутся или закроются, никто, собственно, не удивится. Трудно понять, чего здесь больше: желания найти какую-то правовую основу или создавать информационные поводы, призванные показать, что у власти есть зубы и она тоже готова их как-то показать. Но в целом, насколько можно судить по первой реакции, деловое сообщество, скорее, высказывает удивление в связи с тем, что экономическая сделка, не имеющая изначально криминальной подоплеки, позиционируется публично как заведомо спорная с правовой точки зрения».
Оппозиционер в последние дни жестко критиковал власть, призывал идти на несанкционированный митинг. Досталось от него традиционно Бастрыкину и московской мэрии.
Навальный может стать вечным подозреваемым и вечным невыездным из Москвы. Вполне возможно, что появится и третье, а за ним и четвертое дело. Много — не мало.