Сын Политковской: «Справедливость случилась, но не в полном объеме»
Мосгорсуд сегодня приговорил к 11 годам подполковника милиции в отставке Дмитрия Павлюченкова — первого представшего перед судом участника убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской
Читать на полной версииБывший милиционер Дмитрий Павлюченков, который является соучастником убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, заключил сделку со следствием, и его дело было рассмотрено в особом порядке. На это ушло два дня. Сегодня Мосгорсуд приговорил его к лишению свободы сроком на 11 лет, он будет отбывать наказание в колонии строгого режима.
Правда, заседание чуть не сорвалось. Как только в сопровождении сотрудника ФСИН подсудимый вошел в зал, его адвокат Карен Нерсисян потребовал провести медицинское освидетельствование своего клиента. Он утверждал, что экс-подполковнику утром стало плохо — он с трудом двигается и говорит. Павлюченков это подтвердил. «Сотрудник ФСИН утром мне сделал укол реланиума, но легче не стало», — посетовал он.
Был объявлен перерыв. Судья вызвал «Скорую», после осмотра врачи выдали справку о том, что «состояние Павлюченкова удовлетворительное, он может участвовать в заседании».
Несмотря на это, защитник не оставил попыток отложить процесс. Карен Нерсисян представил суду справку о том, что у Павлюченкова третья группа инвалидности, а также сведения о наградах и боевых заслугах.
В итоге суд по просьбе адвоката вернулся на стадию судебного следствия. В суде заново прошли прения сторон. Но прокурор Гульчехра Ибрагимова стояла на своем: она требовала для Павлюченкова 12 лет колонии, а также ограничение свободы сроком на год.
Адвокат подсудимого попросил об условном сроке. «Есть примеры, когда за подобные преступления назначают и 10 лет условно. Павлюченков имеет право надеяться, что суд проявит такую гуманность и справедливость, поскольку он дал следствию показания не только по этому делу, но и по ряду других громких дел. Он и так не жилец, а нахождение в колонии для него это медленная смерть», — сказал он.
Это не помогло. На оглашение приговора судье Александру Замашнюку потребовалось не более получаса. Он признал Павлюченкова виновным по двум статьям УК: «убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности, совершенное группой лиц и по найму», а также «незаконный оборот оружия (пункты «б», «ж», «з» части 2-й статьи 105 и часть 3-я статьи 222 УК РФ)».
При назначении наказания суд учел целый ряд смягчающих обстоятельств. Приговор гласил, что подсудимый впервые привлекается к уголовной ответственности, активно содействовал раскрытию преступления, изобличил других соучастников, а также чистосердечно раскаялся. Судья также подчеркнул, что он принял во внимание состояние здоровья Павлюченкова и тот факт, что он выполнял интернациональный долг в Афганистане.
«Однако в целях восстановления социальной справедливости, исправления самого Павлюченкова, предупреждения новых преступлений, суд считает необходимым назначить наказание только в условиях изоляции от общества», — резюмировал судья.
Александр Замашнюк не стал назначать дополнительное наказание в виде года ограничения свободы, о котором просила прокурор. Дело в том, что на момент инкриминируемого деяния вменяемые ему статьи не предусматривали данную санкцию.
Заявленный потерпевшими иск о возмещении морального вреда суд удовлетворил частично. Вместо 10 заявленных млн рублей суд обязал осужденного выплатить 3 млн рублей.
Круг фигурантов
Дело бывшего начальника отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы 43-летнего Дмитрия Павлюченкова было выделено в отдельное производство из общего дела, по которому проходят пять человек — организаторы и исполнители преступления. Он единственный из всех фигурантов признал вину и заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, которое позволяло рассчитывать ему на более мягкое наказание.
Следствие считает, что организовал убийство чеченский «авторитет» Лом-Али Гайтукаев, который принял заказ на убийство Политковской от неустановленного лица и получил 150 тысяч долларов. Когда Гайтукаев попал в тюрьму за совершение другого преступления, он перепоручил организацию убийства бывшему сотруднику столичного УБОП майору Сергею Хаджикурбанову.
Тот связался с Павлюченковым, который силами сотрудников ОПУ осуществлял слежку по найму. По заданию Хаджикурбанова подполковник установил место жительства журналистки, маршруты ее передвижения и передал информацию исполнителям — братьям Джабраилу, Ибрагиму и Рустаму Махмудовым, которые являются племянниками Гайтукаева.
Последний взял на себя роль киллера. На следствии Павлюченков, который вначале проходил по делу как свидетель, признался, что именно он августе 2006 года купил в Москве газовый пистолет «Иж», переделанный под стрельбу боевыми патронами, и передал его убийце. Он расстрелял Политковскую 7 октября 2006 года в подъезде ее дома. Показания Павлюченкова также позволили привлечь к уголовной ответственности и Лом-Али Гайтукаева.
Кстати, от последнего Павлюченков слышал, что убийство журналистки якобы заказали получившие политическое убежище за рубежом Ахмед Закаев и бизнесмен Борис Березовский. По его версии, летом 2006 года Политковская была в Англии, и у нее якобы произошел с ними конфликт.
Впрочем, потерпевшие не верят в эту версию.
Адвокат Нерсисян: «Фактически он не получил за слежку ни копейки»
Адвокат подсудимого Карен Нерсисян пытался убедить журналистов, что его подзащитный даже не знал, с какой целью следят за Политковской.
В приговоре указывается, что Павлюченкову вести наблюдение за обозревателем «Новой газеты» помогали двое его подчиненных, которым он платил 100-150 долларов в день за слежку. Они были не в курсе готовившегося убийства.
«Фактически он не получил за слежку ни копейки — Гайтукаев обещал простить его долг в 25 тысяч долларов», — заявил BFM.ru Карен Нерсисян.
По его словам, когда Павлюченков узнал, что Политковскую хотят убить, он предложил одному из своих коллег «сдать» Гайтукаева правоохранительным органам. Но тот поступил иначе: сообщил о своих планах «авторитету».
Нерсисян рассказал, что именно поэтому через два месяца после убийства Политковской соучастники Павлюченкова наняли людей, чтобы его убить. «Он слишком много знал не только об убийстве Политковской, но и других громких преступлениях», — объяснял адвокат. По его словам, Павлюченкова и его жену жестоко избили, затолкали в багажник машины и полуживыми повезли в лес закапывать. Однако их спас случай — автомобиль остановили сотрудники ГАИ и заложников освободили.
«Я раскаиваюсь за то, во что меня втянули»
Примечательно, что именно об этом Павлюченков упомянул в последнем слове. Он отметил, его сотрудничество со следствием было добровольным, а среди тех, тех, кто хотел устранить его «был как минимум один человек из числа тех, кто сейчас обвиняемый по этому делу» (по словам Нерсисяна, его подзащитный имел в виду Хаджикурбанова — BFM.ru ).
Подсудимый не снимал с себя ответственность за случившееся: «Я не хочу плакаться. Но хочу, чтобы мое дело стало примером молодым людям, которые идут в правоохранительные органы. Чтобы они служили, как надо, и не попадали в такие глупые и страшные ситуации, в какую попал я, — сказал Павлюченков. — Я раскаиваюсь за то, во что меня втянули. Тогда они (соучастники) не говорили об убийстве».
Подсудимый попросил прощения у сына и дочери Анны Политковской. «Прошлого не вернешь. Я хочу обратиться к семье Анны Степановны Политковской и попросить у них прошения. Прошу простого человеческого прощения», — сказал Дмитрий Павлюченков.
После оглашения приговора находившийся под домашним арестом подсудимый был взят под стражу в зале суда.
Приговор суда не устроил ни защиту, ни потерпевших
Покидая суд, Карен Нерсисян не скрывал, что расстроен исходом дела и намерен обжаловать приговор в Верховном суде России. «Приговор суров и несправедлив», — заявил он. По его мнению, назначив реальный срок, суд «отрезал желание любому подозреваемому идти на сотрудничество со следствием». При этом он признался, что если приговор устоит, то его подзащитный, отсидевший уже 1 год и 4 месяца (8 месяцев в СИЗО и 7 месяцев под домашним арестом), сможет освободится условно-досрочно через 6 лет.
Потерпевшие также были не вполне довольны. Они полагают, что 11 лет — это слишком мало, и дело Павлюченкова нужно было рассматривать в общем порядке вместе с остальными.
Представлявшая интересы дочери и сына погибшей — Веры и Ильи — адвокат Анна Ставицкая также высказала желание обжаловать приговор. «Мы считает, что Павлюченков должен был получить более серьезный срок, — сказала она. — Но мы довольны тем, что к ответу привлечены не только исполнители, но и организаторы преступления, начало этому положено».
«Справедливость сегодня случилась, но не в полном объеме», — поддержал ее Илья Политковский.
Добавим, что дело в отношении пяти фигурантов уже в следующем году направят в суд — его расследование завершено, и обвиняемые знакомятся с материалами. Они заявили, что хотят слушать его с присяжными. В этой связи обвинительный приговор первому фигуранту может стать неплохим подспорьем для прокуратуры и основным доказательством их вины . Ведь три года назад — в феврале 2009 года — присяжные уже оправдали трех фигурантов: Сергея Хаджикурбанова, а также Джабраила и Ибрагима Махмудовых. Их старший брат Рустам — предполагаемый киллер — тогда был еще в розыске.