Пить или не пить? Вот в чем вопрос
Бутылка раритетного виски Glenfiddich продана на аукционе за 2 млн рублей. Выдержка напитка — 55 лет. Все вырученные средства будут переведены на счет благотворительного фонда «Русфонд». Можно ли заработать, если потратить лишние деньги на виски?
Читать на полной версииЭтот виски носит имя правнучки основателя бренда Glenfiddich Джанет Шид Робертс. В августе прошлого года госпожа Робертс отпраздновала 110-й день рождения и стала старейшей жительницей Шотландии. К ее юбилею была выпущена уникальная партия односолодового виски, вызревавшего с декабря 1955 года. Партия из 11 бутылок — по одной на каждые десять лет жизни.
К сожалению, в апреле этого года госпожа Робертс скончалась.
Виски, выпущенный в ее честь, невозможно найти в свободной продаже, Две бутылки остались в семье Грантов, остальные 9 представлены на аукционах. В Москве была продана бутылка под номером 5. Кстати, 2 миллиона рублей — это не рекорд для этой серии. Максимальная цена была на аукционе в Нью-Йорке — 94 тысячи долларов. То есть на 44% дороже, чем в Москве.
Можно ли считать это вложение выгодным? Если виски этот не пить, то вполне можно считать инвестицией. Как в любых инвестициях, цена актива может как расти, так и падать. Для примера несколько впечатляющих цифр: если смотреть, как изменились цены с 2008 года.
Топ-10, то есть самые редкие и дорогие, к первому кварталу этого года такие бутылки виски подорожали на 382%, то есть те счастливчики, которые покупали их четыре года назад, почти в 5 раз увеличили свои вложения. К III кварталу рост усилился и превысил 500%. Видимо, какие-то коллекционеры не выдержали, и, так сказать, вскрыли запасы. Если брать динамику по лучшей тысяче бутылок, то с 2008 года можно было заработать чуть более 100%.
Есть и те, кто потерял. Максимальные потери составили 71%. То есть тот, кто сделал неправильный выбор, и купил не тот виски, потерял две трети от вложений.
Рынок редких виски растет. Особенно в развивающихся странах. По прогнозу директора отдела редких сортов виски компании Dalmore Дэвида Робертсона, к 2020 году ценовой объем рынка вырастет примерно в 3 раза.
Сейчас это примерно 10 млн евро, если прогноз сбудется, то через 8 лет будет 30 миллионов. То есть при наличии лишних денег, почему бы не попробовать. Если не хватит силы воли, или цена не вырастет, то будет, чем похвастаться в хорошей компании.