Мосгорсуд отказал родственникам Политковской
Мосгорсуд отказался сегодня отменить особый порядок рассмотрения дела бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, обвиняемого в убийстве Анны Политковской
Читать на полной версииМосгорсуд сегодня отказался отменить особый порядок рассмотрения бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, одного из обвиняемых в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. На возвращении дела прокурору настаивали потерпевшие: сын и дочь убитой журналистки.
Представляющая их интересы адвокат Анна Ставицкая утверждала, что Павлюченков выполнил не все условия досудебной сделки со следствием. В соответствии с ними он должен был не только сообщить имена ранее неизвестных соучастников, но также назвать имя заказчика убийства и полностью сообщить о своем участи в преступлении.
Потерпевшие просили вернуть дело прокурору для объединения с основным делом, по котором проходят еще пять человек. Но суд эту просьбу отклонил.
Павлюченков — единственный из шести фигурантов дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, кто признал свою вину и заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве.
Сделку со следствием подполковник милиции в отставке Павлюченков оформил в августе этого года. Он дал подробные показания на других фигурантов. Теперь, по закону, суд не может назначить Павлюченкову наказание, превышающее две трети от максимальной санкции вменяемых статей УК.
Бывшему полицейскому вменяются две статьи: «совершение убийства лица в связи с осуществлением им служебной деятельности, группой лиц и по найму», а также «незаконный оборот оружия» (часть 2-я статьи 105 УК и часть 3-я статьи 222 УК РФ). Первая предусматривает от 8 лет заключения до пожизненного заключения, вторая — от 5 до 8 лет колонии.
Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома № 8/12 по Лесной улице, где она снимала квартиру. Заказчика преступления найти не удалось. Следствие установило лишь, что причиной расправы стали статьи журналистки. Первоначально за совершение убийства перед судом предстали трое: жители Чечни братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также бывший сотрудник столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов. Однако 19 февраля 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде (МОВС) оправдали их. Они вышли на свободу. Впоследствии оправдательный приговор отменил Верховный суд, а МОВС направил дело на доследование.
Свидетель и обвиняемый
Стоит отметить, что вначале Дмитрий Павлюченков проходил по делу лишь как свидетель и даже успел в этом качестве дать показания на первом процессе. Но в конце прошлого года он перешел в разряд обвиняемых. Следствие установило, что Павлюченков организовал наблюдение за Политковской силами сотрудников оперативно-поискового управления ГУВД столицы, которые в частном порядке осуществляли «слежку по найму».
43-летнего экс-начальника отделения 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Павлюченкова даже обвиняли в организации убийства Политковской. Однако после того как он заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и дал подробные показания на других фигурантов, его действия переквалифицировали на соучастие в убийстве. А 31 мая этого года суд счел возможным поместить Павлюченкова под домашний арест по состоянию здоровья.
Благодаря показаниям Павлюченкова круг обвиняемых пополнился дядей братьев Махмудовых — чеченским «авторитетом» Лом-Али Гайтукаевым. Он тоже сначала был по делу только свидетелем, но позже отбывающего 15-летний срок за подготовку другого заказного убийства доставили в Москву и предъявили ему обвинение.
Следствие считает, что именно Гайтукаев в 2006 году принял заказ на убийство Политковской от неустановленного лица. Он привлек к совершению преступления своих племянников — Джабраила, Ибрагима и Рустама Махмудовых.
Рустам Махмудов и исполнил роль киллера. Организатором убийства, наряду с Гайтукаевым, следствие называет экс-сотрудника столичного УБОП Сергея Хаджикурбанова. Когда Гайтукаев попал в тюрьму за совершение другого преступления, Хаджикурбанов, как считает Следственный комитет, взял подготовку убийства Политковской на себя. Он снабдил Рустама Махмудова пистолетом «Иж» и координировал действия соучастников.
Кстати, предполагаемый киллер долгое время скрывался, и был задержан только 31 мая 2011 года. Сейчас он находится в СИЗО.
Расследование в отношении пяти основных фигурантов было завершено в середине октября. Сейчас они знакомятся с 60 томами дела. Никто из них вину не признал. Как и прежде, фигуранты намерены доверить свою судьбу присяжным.
Но обвинительный приговор Дмитрию Павлюченкову может осложнить вынесение оправдательного вердикта, став одним из доказательств их вины. На рассмотрение же дела Павлюченкова может уйти всего пара дней.
Впрочем, вынесению скорого приговора намерены помешать потерпевшие, которыми признаны дети журналистки Вера и Илья.
Их адвокаты уже пытались в августе этого года расторгнуть досудебное соглашение Павлюченкова о сотрудничестве. Они направили соответствующее ходатайство в Следственный комитет России и Генпрокуратуру, но его отклонили.
Сын Анны Политковской Илья рассказал Business FM, что не верит словам обвиняемого: «У нас есть опасения, что будет закрыт процесс, мы хотели бы, чтобы его судили в открытом процессе в присутствии журналистов. В допросах Павлюченкова явно видно, что он был активным, высокопоставленным участником всей этой банды, и он, скорее всего, знал посредника».
«Политически мотивированные» имена заказчиков
На сегодняшнем заседании потерпевшие заявили ходатайство вновь. Как сообщила BFM.ru представляющая интересы потерпевших адвокат Анна Ставицкая, ее доверители считают, что Павлюченков не выполнил условия досудебной сделки.
«Согласно заключенному соглашению о сотрудничестве, Павлюченков должен был выполнить три условия: рассказать о своей роли в преступлении, о роли других лиц и назвать имя предполагаемого заказчика, — рассказала Ставицкая. — На наш взгляд, он не выполнил два условия. Во-первых, он принизил свою роль, а во-вторых, сославшись на слова Гайтукаева, назвал политически мотивированные имена возможных заказчиков — эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и бизнесмена Бориса Березовского, у которых с Политковской якобы произошел конфликт. Но мы считаем, что он в этой части дал не вполне правдивые показания, и он может знать настоящего заказчика».
Ставицкая отметила, что потерпевшие заинтересованы в полном раскрытии преступления, тогда как Павлюченков «уводит следствие в сторону от имени настоящего заказчика».
Впрочем, мнение потерпевших в данном случае для суда не так важно. Адвокат подсудимого Карен Нерсисян утверждает, что его подзащитный «не только выполнил, но и перевыполнил условия досудебного соглашения о сотрудничестве». «Он дал показания не только по делу о гибели Политковской, но и по другим делам, в частности, по делу об убийстве редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова, застреленного в 2004 году», — заявил BFM.ru защитник.
Следствие после признания бывшего подполковника разом забыло о других версиях убийства журналистки «Новой газеты». По словам главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, следствие как будто спешит закрыть громкое дело, чтобы имена настоящих заказчиков никогда уже не всплыли.