Фигурантка дела «Оборонсервиса» признала вину, но не вышла на свободу
Екатерина Сметанова, которой вменяется хищение активов Минобороны на сумму около 300 млн рублей, признала вину. Однако это не помогло ей выйти из-под ареста
Читать на полной версииФигурантка громкого дела о махинациях в «Оборонсервисе» Екатерина Сметанова, которой вменяется хищение активов Минобороны на сумму около 300 млн рублей, признала вину. Однако это не помогло ей выйти из-под ареста. По решению суда, она останется в СИЗО до 10 февраля.
Слухи о том, что арестованная 1 ноября Сметанова заключила сделку со следствием и ее могут выпустить на свободу, не стихали всю неделю. Однако ни то, ни другое, как оказалось, не было правдой. Хотя обвиняемая, действительно, дала некие «признательные» показания. Об этом стало известно на заседании Хамовнического суда Москвы, куда Сметанову в четверг вечером доставили для рассмотрения ходатайства следствия о продлении ей срока ареста.
По версии следствия, 34-летняя Екатерина Сметанова и ее муж Максим Закутайло входили в преступную группу, состоявшую из должностных лиц Минобороны. На протяжении нескольких лет эта ОПГ распродавала наиболее ликвидные и престижные объекты военного ведомства — здания, земельные участки и акции.
Центр правовой поддержки «Эксперт», которым руководила Сметанова, оказывал агентские услуги и искал покупателей на объекты, принадлежавшие «Оборонсервису» — компании, подконтрольной Минобороны. Следователи утверждают, что в военное имущество вкладывались немалые бюджетные деньги, после чего объекты распродавались по заниженным ценам «своим» фирмам. Сначала следствие оценило ущерб, причиненный фигурантами дела, более чем в 3 млрд рублей, а позже следствие сообщило о 6,7 млрд рублей.
Одной из обвиняемых по делу «Оборонсервиса» в конце ноября стала бывшая однокурсница и подруга Сметановой Евгения Васильева. Ранее она стояла во главе департамента имущественных отношений Минобороны России. Однако ее, в отличие от Сметановой, суд по просьбе следствия поместил под домашний арест. По некоторым данным, этому способствовали неформальные отношения, которые якобы связывают Васильеву с бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым. Последнего следователи еще планируют допросить по громкому делу.
Сметанову привезли в суд вопреки ее воле
В суд Екатерину Сметанову привезли в начале шестого вечера. Тут выяснилось, что обвиняемая просила рассмотреть вопрос о мере пресечения без нее и даже направила в суд соответствующее ходатайство. В итоге, она вынуждена была отозвать свою просьбу.
На заседании суда следователь Дмитрий Иноземцев из Главного военного следственного управления Минобороны (ГВСУ) просил оставить фигурантку дела под стражей до 10 февраля 2013 года. Он ссылался на то, что расследование по делу продлено до 10 апреля и следователям предстоит еще много работы, в частности, установить и изобличить соучастников Сметановой, которой инкриминируется три эпизода мошенничества.
Избрание более мягкой меры пресечения он счел невозможным. По его мнению, оказавшись на свободе, обвиняемая может скрыться, уничтожить доказательства или оказать давление на свидетелей.
После этого Иноземцев слово в слово повторил аргументы, которые уже звучали во время ареста Сметановой. В частности, он сослался на то, что, согласно оперативной справке из департамента военной контрразведки, у обвиняемой имеется недвижимость в Испании и она может бежать, воспользовавшись услугами военного авиатранспорта. Тем более, у нее есть загранпаспорт, действующий до конца 2021 года.
Сметанова против продления срока ареста возражала. Она просила судью Андрея Лутова избрать ей более мягкую меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
«Характер предъявленных мне обвинений носит исключительно экономический характер. Я предоставила следствию признательные показания, по которым суд может установить мою причастность и степень моей вины», — сказала она, отметив, что доводы следствия уже «утратили актуальность». Она опровергла доводы следствия о наличии у нее недвижимости за рубежом, а также то, что у нее есть возможность улететь за рубеж военным самолетом. «Я даже не могу позволить себе платного адвоката и уже думаю, что будут завтра есть мои дети», — убеждала она судью. Сметанова апеллировала к тому, что после ареста ее и ее мужа, их двое малолетних детей остались в Санкт-Петербурге без присмотра. За ними сейчас приглядывает ее мать.
Сметанова заверила, что с учетом таких обстоятельств не в ее интересах покидать страну и, тем более, препятствовать следствию.
Примечательно, что сегодня у обвиняемой появился новый адвокат. Правда, Николай Мамаев сразу же оговорился, что всего лишь временно заменяет приболевшего коллегу Евгения Кавуна. Защитника Сметановой предоставило следствие.
Мамаев также высказался за то, чтобы Сметанову выпустили на волю. «То, что следствию предстоит изучить большой объем доказательств, это еще не довод держать ее под стражей», — сказал адвокат. Он отметил, что все основные следственные действия с его подзащитной уже проведены, кроме, пожалуй, нескольких эпизодов очных ставок.
«Здесь все, что можно было от Сметановой получить по этим эпизодам, уже получено, смысла держать ее в тюрьме нет», — призвал он судью.
«Вы сказали, что я уничтожала какие-то доказательства по делу, — обратилась к следователю Сметанова. — Я не знаю, на основании чего делаются такие выводы. Во время обыска я предоставила следователю все необходимые документы». Она отметила, что не может влиять на сотрудников центра правовой поддержки «Эксперт», преобразованного в ООО «Мира», поскольку еще в марте уволилась с работы и никаких связей с компанией не поддерживает.
Пробыв в совещательной комнате 20 минут, судья просьбу следствия удовлетворил. В своем решении он указал, что, оказавшись на свободе, Сметанова «осознавая всю тяжесть и неотвратимость наказания, может скрыться или воспрепятствовать производству по уголовному делу». Наличие у фигурантки малолетних детей судья учел, но, констатировал, что на «выводы суда это не влияет».
Не признавший вину
По аналогичному сценарию прошло и продление ареста Максиму Закутайло — бывшему директору Окружного материального склада Московского округа ВВС (ОМС). Ему вменяется два эпизода мошенничества.
Его адвокат Олег Бессонов уверял, что Закутайло обвиняется в преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, а потому не может быть арестован. Кстати, его подзащитный до сих пор не давал следствию никаких показаний. Но, судя по выступлению адвоката в суде, вину он признавать не собирается. По крайней мере, пока.
Как заявил адвокат, вменяемое его подзащитному незаконное оформление в 2011 году права собственности на земельный участок в поселке Пересыпь в Краснодарском крае стоимостью 91 млн рублей не выдерживает критики — земля была приватизирована по решению министра обороны еще до того, как Закутайло пришел на работу в ОМС. Второй эпизод дела — продажа земли через центр «Эксперт». Но эта операция и вовсе осуществлялась по решению Совета директоров «Оборонсервиса».
Он просил отпустить своего подзащитного под подписку о невыезде или поместить под домашний арест.
Закутайло защитника поддержал. Он сказал, что не может уехать за рубеж, так как 8 ноября у него истек срок действия загранпаспорта. «Выезд за границу невозможен. Каким образом, куда я могу скрыться? Это все формальности и пустые слова. У меня на иждивении двое детей», — заявил Закутайло. Но ему не удалось убедить судью. В итоге, он останется в СИЗО до 10 февраля.