«Плохой» Starbucks?
Когда год назад протестующие оккупировали лондонский Сити, кто-то заметил в руках у демонстрантов стаканчики кофе из Starbucks. Стали язвить: как же так, вот, отвергают капитализм, а сами пользуются его продуктами. Не хватает оккупайцам цельности морального облика
Читать на полной версииСейчас, год спустя, тот же Starbucks оказался в центре огромного налогового скандала. При том, что в прошлом году объем продаж компании составил около 400 млн фунтов стерлингов, она не заплатила ни пенни корпоративного налога. Из 15 лет, в течение которых Starbucks действует в Великобритании, налоговым властям лишь однажды декларировался доход. Остальные 14 лет Starbucks декларировал убытки.
В понедельник комитет парламента по государственным расходам (Public Accounts Committee) опубликовал доклад, в котором исследована технология ухода от налогообложения крупными, в основном американскими, международными компаниями. В центре внимания оказались Starbucks, Google и Amazon — звезды мирового бизнеса.
Речь идет не о нарушении законов, а об изощренных технологиях ухода от налогообложения в юрисдикциях с высокими налогами в юрисдикции с налогами меньшими. В общем, оффшоры, но как оказалось, не обязательно маленькие далекие островные.
Starbucks, как выяснилось, переводил часть своих британских доходов в форме ройялти компании-сестре в Нидерланды, где ставка корпоративного налога вдвое ниже, чем в Великобритании.
Кофейные зерна закупались в центре международной кофейной торговли Швейцарии. Кроме того, британская часть Starbucks брала взаймы у других подразделений компании под высокие проценты. В результате налогооблагаемого дохода не оставалось. Вообще.
По форме закон соблюдается, а по существу — издевательство. Как заявила председатель Public Accounts Committee Маргарет Ходж, с моральной точки зрения совершенно недопустимо, что глобальным компаниям удается или вовсе не платить, или платить мизерные суммы налогов. По оценке Ходж, в результате этих манипуляций международных компаний британская казна недосчиталась 6 млрд фунтов стерлингов.
Техника увода доходов из-под высоких ставок налогообложения довольно сложна, но в больших корпорациях с филиалами по всему миру отработана до искусства.
Но в нынешней ситуации интереснее другое: крупный бизнес вынужден оправдываться перед лицом общественного давления. Такого давно не было, если было вообще. Это, пожалуй, новый феномен.
До сих пор обычной реакцией был такой ответ: ну и что, бизнес есть бизнес, раз закон не нарушен, значит можно. Сегодня, получается, этого мало.
Starbucks, после того, как был опубликован доклад Public Accounts Committee, заявил, что пересмотрит свою политику в отношении уплаты налогов в Великобритании. По словам журналистов, беседовавших в последние дни с представителями кофейного гиганта, их действительно глубоко задевает перспектива превратиться в символ «плохого» капитализма. Репутацию и размах фирма ведь приобрела за счет того, что стала модной у продвинутой, хорошо зарабатывающей и восприимчивой к новейшим веяниям молодежи. Для нее Starbucks, с его бесплатным wi-fi и выбором изысканных напитков, давно стал излюбленным местом встреч. И действительно, многие из завсегдатаев этих кофеен были участниками движения «окупай» и других акций протеста.
Министерство финансов Англии, которое оппозиция упрекает в «мягкотелости», обещает строже добиваться, чтобы налоги оставались в стране. Но не уйдут ли тогда из страны многонациональные гиганты?
На этот вопрос есть, может быть, и парадоксальный, но простой ответ: а куда они денутся? Что, откажутся от доходов на огромном и, на самом деле, прибыльном рынке? Не слишком ли много тогда придется потерять?
Те комментаторы, кто считает, что не уйдут, отмечают еще одно новое явление. Впервые за многие годы налоговые власти, и власти в целом, оказались в выигрышном положении — баланс власти сместился в их пользу. Сумеют ли они воспользоваться этой новой ситуацией для успешного выхода из кризиса и рецессии, это уже другая история.