До 1 декабря правительство должно обеспечить и реализовать программу отчуждения госкомпаниями непрофильных активов, таково было распоряжение Владимира Путина.

Поручение по подготовке плана отчуждения непрофильных активов содержится в одном из 14 указов президента, которые он подписал 7 мая 2012 года, в день своей инаугурации. Задача по утверждению плана по отчуждению непрофильного имущества содержится в указе «О долгосрочной государственной экономической политике».

Борьба с непрофильными активами ведется государством с 2011 года. В ноябре 2012 года комитет Госдумы по собственности выступил с заявлением о том, что государству нужно усилить защиту своих имущественных интересов по причине роста масштабов незаконного отчуждения госимущества и миллиардными хищениями в Банке Москвы. Вернуть уже отчужденные незаконным образом активы сложно, потому что зачастую их скрывают за рубежом.

В заявлении говорилось, что государство должно усилить контроль за деятельностью своих представителей в органах управления компаний. В частности, сотрудники МИДа могли бы содействовать наложению ареста на российские активы за рубежом. Необходимо также взаимодействие в этом вопросе Генпрокуратуры, Минюста, правоохранительных органов и Федеральной службы по финансовому мониторингу в составе группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

В июле Госдума предлагала продавать имущество ГУПов и МУПов только на аукционах, чтобы исключить продажу по заниженным ценам.

Сейчас за темой отчуждения непрофильных активов пристально следят эксперты в области борьбы с коррупцией, говорит BFM.ru председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

«Мы пришли к выводу, что ряд ОАО и других активов числятся на бумаге, но они уже выведены внаглую в офшоры. И это результат неэффективного управления собственностью и активами. Ущерб государству сложно посчитать, поскольку зачастую активы не посчитаны. Счетная палата поднимала вопрос о том, что необходимо провести оценку имущества, которое имеется в распоряжении государства. Такой оценки нет», — говорит он BFM.ru.

Эта тема обсуждается на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов и обвинений госкомпаний в неэффективном управлении собственностью.

Коррупционный скандал и уголовные дела, связанные с Минобороны, к примеру, связаны с продажей по заниженной цене непрофильных активов.

В одном из уголовных дел, к примеру, идет речь о продаже здания Мосвоенторга по заниженной цене. В другом — о продаже зданий и участка 17-го Центрального проектного института связи Минобороны по цене более чем в 37 раз ниже оценочной.

В сентябре этого года аудиторы Счетной палаты после проверки ФГУП «Почта России» пришли к выводу, что на предприятии существует риск утраты 38% госимущества, так как юридическое оформление прав на него не завершено.

«Мы, как нищие, просим у них информацию»

Само руководство госкомпаний не предоставляет вовремя информацию о своей деятельности, пожаловался сегодня на коллегии Минэкономразвития глава рабочей группы по созданию Международного финансового центра Александр Волошин. «Мы, как нищие, просим у них информацию», — цитирует его «Газета.Ru».

В ряде случаев активы действительно продаются без выгоды для государства, но говорить, что это касается абсолютно всех активов и государство не способно проконтролировать эффективное отчуждение непрофильного имущества, нельзя, уверен заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Антон Беляков.

«Есть рейдеры, с которыми надо бороться, неэффективные управленцы. Но вопрос нужно рассматривать в каждом конкретном случае. Эта тема была у нас не так давно на парламентских слушаниях, немало копий было сломано. Подход один: экономический прагматизм. Если есть возможность получить максимальные результаты, эффективно реализовав непрофильные активы, [то надо продавать]. Если это в данный момент не выгодно, активы недооценены, и имеет смысл инвестировать средства, то тогда не выгодно сейчас продавать. Речь не идет о том, что надо все скопом продавать по заниженным ценам. Вокруг РЖД идет определенная дискуссия о том, чтобы инвестировать деньги, после чего вырастет капитализация, и тогда можно за другие деньги и продавать? Это вопрос коммерческой стратегии», — говорит он BFM.ru.

Когда продавать и продавать ли

Распродажу непрофильных активов Банка Москвы с прошлого года начал ВТБ. Сейчас продажей непрофильных активов занимаются «Газпром» и РЖД. «Газпрому» в этом году продажа ряда сельскохозяйственных компаний, Национального резервного банка, завода газовой аппаратуры и ряда других активов принесла около 7 млрд рублей. В следующем году «Газпром» получит еще 6 млрд рублей.

С этого года РЖД ведет работу по продаже своих непрофильных активов. В течение этого и следующего года от продажи компания намерена выручить 70 млрд рублей.

При этом экономисты продолжают спорить о том, нужно ли избавляться от непрофильных активов сейчас, указывая на неблагоприятную экономическую конъюнктуру и на то, что в ряде случаев продажа непрофильных активов может снизить стоимость госпакета.

Волошин настаивает на том, что приватизировать имущество необходимо. «Надо приватизировать последовательно. Аргументы этого не делать будут всегда. Слезы будут течь у тех, кто управляет этой собственностью. Но делать это надо», — заявил Волошин.

В конце ноября стало известно, что Минэкономразвития и Росимущество обратились с предложением позволить компаниям, включенным в план приватизации, не избавляться от непрофильных активов. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов поясняет, что половина компаний из списка на приватизацию 2011-2013 годов после продажи непрофильных активов потеряет в инвестиционной привлекательности. Это приведет к тому, что государство в итоге получит от продажи долей в этих компаниях меньше, чем рассчитывало.

Добавим, в следующем году правительство рассчитывает получить от приватизации госимущества 380 млрд рублей, сообщил накануне на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев. В этом году уже получено около 300 млрд рублей, но темпами приватизации ФГУПов премьер остался недоволен.