Замоскворецкий суд Москвы признал спортсмена Расула Мирзаева виновным в причинении смерти по неосторожности 19-летнему москвичу Ивану Агафонову. Об этом судья Андрей Федин заявил во вторник, оглашая приговор.

В приговоре отмечается, что обвинение Мирзаеву переквалифицировано на более мягкое: со статьи «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего» на «Причинение смерти по неосторожности». На переквалификации обвинения настаивал прокурор.

Решением суда Мирзаев приговорен к двум годам ограничения свободы и освобожден в зале суда. Дело в том, что день содержания в СИЗО засчитывается, по закону, за два дня ограничения свободы: поскольку Мирзаев содержался в изоляторе с августа 2011 года, назначенный ему срок истек, и он был освобожден.

Как передает корреспондент BFM.ru, перед оглашением приговора снаружи и внутри здания суда были предприняты повышенные меры безопасности. Полиция решила «перестраховаться» после того, как в Сети появились заявления представителей националистических организаций о том, что освобождение спортсмена может спровоцировать беспорядки и «новую Манежку», а русские националисты назначили в день оглашения приговора у суда акцию протеста «Нет этническому террору».

Перед оглашением приговора у снаружи в внутри здания суда были предприняты повышенные меры безопасности. Полиция решила «перестраховаться» после того, как сети появились заявления представителей националистических организаций о том, что освобождение спортсмена может спровоцировать беспорядки и «новую Манежку», а русские националисты назначили в день оглашения приговора у суда акцию протеста «Нет этническому террору». Поэтому все здание суда по периметру опоясали металлическими заграждениям. Буквально на каждом углу были выставлены наряды полиции ⎯ всего на улицах наблюдалось не менее 500 стражей порядка. Пешеходов просили пользоваться параллельными улицами.

Во дворах «спрятались» около десятка полицейских автобусов и бесчисленное количество полицейских машин. Всех идущих в суд с пристрастием досматривали, был организован двойной, а в некоторых случаях, даже тройной контроль. Нести службу приставам внутри суда помогали бойцы спецназа.

Впрочем, опасения правоохранителей не оправдались ⎯ представителей националистических организаций были единицы. Один из них ⎯ Георгий Боровиков ⎯ был замечен приставами и «во избежание инцидентов» выведен из зала суда еще до начала оглашения приговора.

Во время чтения вердикта случился скандал: отец Агафонова Александр покинул зал суда. Он назвал выводы судьи чушью и потребовал, чтобы Андрей Федин сразу же назвал срок. «Уже год это вранье слушаю. А вы развесили уши», — выкрикнул он.

Звучали угрозы и в адрес судьи. Помимо отца Агафонова, зал покинули и две женщины, сочувствовавшие родным погибшего. «Смерть русского человека на русской земле не сойдет вам с рук», — выкрикнула одна из них. Кстати, мать Агафонова Татьяна на заключительное слушание не пришла ⎯ она попала в больницу с инфарктом.

Тем временем на улице раздавались крики и свист. Стало известно, что полиция задержала лидера движения «Русские» Дмитрия Демушкина.

Отметим, что до сегодняшнего дня стороны воздерживались от прогнозов, каким будет исход дела. После оглашения приговора адвокат подсудимого Алексей Гребенской заявил BFM.ru, что его устраивает решение суда и он не будет его обжаловать. Однако то, что процесс длился так долго — недопустимо, считает защитник.

В свою очередь представители потерпевших (ими признаны родители и сестра погибшего), адвокаты Оксана Михалкина и Матвей Цзен заявили порталу о намерении обжаловать чересчур мягкий, на их взгляд, и несправедливый приговор. При этом юристы признались, что шансы добиться отмены вердикта малы. «Ведь в приговоре судья указал, что связан с позиций гособвинения и не может ухудшать положение подсудимого», — указал Матвей Цзен.

По словам адвокатов, они попытаются убедить судей Мосгорсуда направить дело в районный суд на пересмотр в связи с процессуальными нарушениями, которые, по их мнению, были допущены в ходе процесса. А если этого не произойдет, они будут обращаться в Европейский суд по правам человека и непременно попробуют добиться изменения формулировок статьи 109 УК на законодательном уровне. «Положения этой статьи крайне античеловечны. Таких случаев, как с Мирзаевым много, когда распоясавшееся хулиганы, владеющие навыками восточных единоборств, применяют их к неподготовленным гражданам», — заявила Оксана Михалкина.

На состоявшейся после приговора пресс-конференции судья Андрей Федин заверил, что он вынес решение по делу самостоятельно, никакого давления на него оказано не было: «В противном случае я бы обратился в правоохранительные органы». Федин также заявил, что не боится за свою жизнь и охрану брать не собирается. Само уголовное дело он назвал рядовым.

Напомним, что 15 ноября в прениях сторон гособвинитель Андрей Семенов попросил суд переквалифицировать действия Мирзаева с более тяжкой статьи УК — «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть» ( часть 4-я статьи 111 УК — до 15 лет лишения свободы) на менее тяжкую — «причинение смерти по неосторожности» (часть 1-я статьи 109 УК). Последняя предусматривает в качестве максимального наказания два года заключения. Но гособвинитель не вправе был требовать реальный срок, так как Мирзаев впервые привлекался к уголовной ответственности, и в его действиях отсутствовали отягчающие обстоятельства. Поэтому он запросил для спортсмена два года ограничения свободы. Это наказание выражается в запрете не покидать место жительства, не посещать увеселительные заведения и отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции.

Преступление и наказание

Конфликт между чемпионом мира по смешанным единоборствам 25-летним Расулом Мирзаевым по прозвищу «Черный тигр» и 19-летним Иваном Агафоновым произошел рано утром 15 августа 2011 года возле ночного клуба «Гараж». Агафонов, игравший с радиоуправляемой машинкой, попытался познакомиться со спутницей Мирзаева — Аллой Косогоровой.

Мирзаев счел, что подвыпивший юноша слишком грубо себя вел, заявив, что пытается «снять телку». Мирзаев нанес обидчику удар кулаком в лицо. Этого оказалось достаточно — Агафонов упал и ударился головой об асфальт. Через несколько дней он впал в кому и 18 августа умер в Первой градской больнице. В тот же день спортсмен, работающий инструктором в школе «Самбо-70», сам явился в полицию с повинной. Он уверял, что не желал юноше смерти. Мирзаева арестовали.

Отметим, что Замоскворецкий суд дважды — 22 августа 2011 года и 13 февраля 2012 года принимал решение об освобождении Мирзаева под залог — сначала в 5 млн, а затем в 100 тысяч рублей. Однако эти решения молниеносно отменял Мосгорсуд. В итоге, подсудимый остался в СИЗО.

Скандальный процесс

Судебный процесс начался 25 июля и проходил со скандалами. Потерпевшие не скрывали своей неприязни к подсудимому. Особенно резкие высказывания в адрес фигуранта звучали из уст главы семейства. Мирзаев же просил у родителей погибшего прощения. «Я понимаю родителей, они потеряли сына. Мне очень жаль. Я этого не хотел», — уверял подсудимый, добавив, что он «в первый раз в жизни на человека руку поднял» вне ринга. Но те не верили в искренность его слов.

По делу было проведено несколько экспертиз. Все они так или иначе говорили о том, что удар Мирзаева был не сильным и не мог причинить серьезный вред здоровью Агафонова. Защита же спортсмена утверждала, что гибель юноши — нелепая случайность. Потерпевшие стояли на своем. Они заявили, что если бы того единственного удара не было, то их сын был бы жив.

Надо сказать, что в августе коллега Андрея Семенова прокурор Юлия Зотова уже предлагала переквалифицировать обвинение Мирзаева со статьи 111 УК на статью 109 УК и назначить подсудимому два года ограничения свободы.

Но 14 августа в день оглашения приговора произошел неожиданный поворот: судья Андрей Федин возобновил судебное следствие. Гособвинителя сменили, а спустя два дня суд решил назначить по делу новую, пятую по счету экспертизу. Но исследование специалистов Минздрава было, скорее, в пользу Мирзаева, нежели против него.

Медики констатировали, что удар спортсмена не причинил вреда здоровью потерпевшего, он только придал его телу ускорение. Результатом этого стало падение и удар головой об асфальт. Именно тогда Иван Агафонов получил «закрытую черепно-мозговую травму», которая и привела к «перелому затылочной кости». От ответа на вопрос о том, состоят ли действия Мирзаева в прямой причинной связи со смертью потерпевшего, медики уклонились, указав, что он выходит за пределы их компетенции.

Прокурор Семенов счел, что специалисты не установили связи между действиями Мирзаева и наступившими последствиями. Суд с гособвинителем согласился и назначил подсудимому наказание, которое предложил гособвинитель.

Бои вне ринга

Драма, разыгравшаяся между Мирзоевым и Агафоновым не является прецедентом. Аналогичные истории с участием спортсменов происходили и раньше, только процессы не были столь затяжными.

Весна 2011, Челябинская область, город Златоуст. Кандидат в мастера спорта по боксу Александр Будыкин в ходе ссоры между двумя компаниями молодых людей ударил одного по голове. Тот упал, ударился головой о тротуар, затем умер в больнице. Будыкину дали год и четыре месяца условно.

Осень 2011, Саратов. Профессиональный кикбоксер Александр Хромов пьяный шел с девушкой из клуба. Хотел удивить ее своей силой, ударил прохожего по лицу. Тот упал на землю и скончался в больнице. Наказание Хромову — девять лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Лето 2012, Самара. Бывший боксер Виталий Панкратов отказался платить за рыбу в магазине. Стоявший рядом мужчина сделал ему замечание, на что Панкратов стал его избивать. Мужчина скончался. Сейчас Панкратову вменяется «причинение смерти по неосторожности».