Затишье в деле о кредите ВТБ перед бурей в телеком-отрасли
Сегодня день информационного затишья в деле о 200-миллионном кредите ВТБ — следователи допрашивают свидетелей, громких обысков не проводят. Чем вся эта неожиданно всплывшая история может обернуться для телеком-отрасли
Читать на полной версииСегодня Константина Малофеева снова допрашивают сотрудники следственного департамента МВД. Как и вчера, допрос продлится до позднего вечера. Об этом сам Малофеев сообщил «Ведомостям», но что интересует следователей, он не раскрывает.
Причина конфликта, из-за которого во вторник прошли обыски в структурах Константина Малофеева, — 225 миллионов кредита, выданного ВТБ в 2007 году на покупку молочных заводов «Нутритека». Банк обвиняет Малофеева, что стоимость заводов была завышена более чем в пять раз.
Журнал «Слон» описывает подробности выдачи кредита ВТБ, которые выяснились во время рассмотрения дела в суде:
В июле 2007 года Константин Малофеев встречается с главой департамента долгового финансирования ВТБ Константином Тулуповым. Говорит, что владеет компанией «Нутритек» и собирается продать молочные заводы, покупатель якобы найден. Малофеев просит ВТБ профинансировать сделку. На условия банка соглашается. Британские юристы пытаются отговорить ВТБ от финансирования сделки с неизвестными участниками. Но 31 октября кредит выдан, не дожидаясь финальной оценки стоимости приобретаемых активов.
Такая оценка была сделана лишь через неделю — 7 ноября. Анализируя сделку, судья Арнольд обнаружил подпись представителя «Русагропрома» Елены Кремневой на ворранте на покупку 1% акций «Русагропрома». Но Кремнева заявила, что не подписывала данный документ. В ходе рассмотрения дела судья заинтересовался ролью компании Dalford, зарегистрированной в Белизе. 1 ноября 2007 года Dalford заключила с «Русагропромом» соглашение, по которому обязалась предоставить консультационные и финансовые услуги и получить за них 15% стоимости привлеченного от ВТБ кредита. Представители банка заявили, что эта компания полностью подконтрольна ВТБ, таким образом, банк получил свои комиссионные от сделки.
Эксперты отмечают чрезвычайно резкий рост карьеры и активов руководителя управления корпоративных финансов, которым был Малофеев еще 10 лет назад. Сейчас его активы превышают миллиард долларов. А активы инвестиционного фонда Marshall Capital — свыше 2 млрд долларов.
Без поддержки крупных политиков аккумулировать такие деньги и получить доступ к 10% акций «Ростелекома» невозможно, пояснил Business FM президент Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов: «Малофеев, как и целая плеяда игроков Marshall Capital, входит в ближний круг Игоря Щеголева, который был одним из идеологов укрупнения государственного телекома. И Малофеев, и Провоторов [глава «Ростелекома»] были советниками министра связи Игоря Щеголева. Они были десантированы и в «Связьинвест», и в «Ростелеком», фактически контролировали процесс объединения. Поэтому в процессе концентрации активов были выкуплены соответствующие ценные бумаги. Кроме того, когда стало известно об активизации Юрченко, который покинул пост главы «Ростелекома» и пытался вернуться, выкупая миноритарные доли, Marshall Capital в качестве защитной меры начала выкупать пакет. Несомненно, чтобы сформировать фонд на 2 миллиарда, необходима серьезная поддержка, причем, помимо структур Скуратова, условно говоря, семейных, помимо Минкомсвязи, есть еще поддержка Минэкономразвития. Поэтому не удивительно что Marshall удалось получить стратегические активы».
У борьбы за «Ростелеком» очень давняя история. Она началась еще в середине 90-х годов прошлого века, когда на тендер был выставлен беспрецедентный по стоимости пакет, за который боролись Потанин с Соросом и Березовский и Гусинский, с другой стороны.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не считает, что сейчас история может повториться: «Политическая подоплека возникала, хотя я не думаю, что политические последствия нынешнего кризиса будут сопоставимы с тем, что было во время приватизации «Связьинвеста» в 97-98-х годах. Но, тем не менее, конфликт в отрасли налицо, и думаю, он далек от урегулирования. Так или иначе, в конфликт вовлечены и правительство, и администрация. Отрасль достаточно привлекательная, так что количество игроков, желающих поучаствовать, будет только возрастать».
Константин Малофеев и Александр Провоторов недоступны для комментариев. Как и тесть Провоторова — Юрий Скуратов. Накануне выяснилось, что в Marshall Capital у экс-генпрокурора довольно обширные родственные связи. Там работает его сын Дмитрий, а дочь замужем за гендиректором компании Александром Провоторовым.