Сегодня Государственная Дума РФ в первом чтении одобрила законопроект о банкротстве физических лиц, ранее внесенный правительством. Законопроектом предполагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон о банкротстве и ряд других документов.

На обсуждении законопроекта председатель нижней палаты Сергей Нарышкин отметил, что уже сейчас объем кредитов, взятых гражданами РФ, достигает 7 млрд рублей, а процесс дефолта гражданина никак не законом не урегулирован. По словам Нарышкина, предлагаемый законопроект ликвидирует этот правовой пробел и сильно снижает социальную напряженность, которая, бывает, возникает, когда зачастую граждане, которые не могут по какой-то причине вернуть долг, попадают в затруднительное положение. «Это толкает их подчас на безрассудные поступки», - отметил Нарышкин.

Согласно нормам предлагаемого законопроекта, если человек оказывается в сложной ситуации, он будет иметь право сам обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. В таком случае суд, при наличии у гражданина регулярного источника доходов, сможет дать ему рассрочку по уплате долга на срок до пяти лет.

Банкротом, согласно документу, может быть объявлен гражданин, задолженность которого превысила 50 тысяч рублей, а просрочка выплаты составляет 3 месяца. При этом особо оговаривается, что признаваемый банкротом человек не вправе в течение 5 лет с даты такового признания обращаться за получением кредита без указания на свое имевшее место банкротство.

Законопроект также запрещает прибегать к такому способу как объявление себя банкротом чаще, чем раз в пять лет.

Ко второму чтению закона депутаты от разных фракций предложили ряд поправок. В частности, одной из поправок к проекту закона предлагается установить правило, согласно которому любые требования кредиторов к беременным женщинам и женщинам с детьми до 3 лет замораживаются до момента достижения ребенком возраста этих самых трех лет.

Депутаты считают, что процедура банкротства физлиц, когда они ее введут, будет популярной. Объем кредитов у населения велик, и банки зачастую не знают, как вернуть свои деньги с безнадежных заемщиков. Кроме того, думцев беспокоит и то, как ограничить банки — чтобы они не навязывали свои кредиты, особенно тем, кто заведомо не способен вернуть долг, заявил в интервью радиостанции Business FM член комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев.

«Мы делаем попытку сложный комплекс проблем с банкротством физических лиц прописать корректно. Конечной целью будет защита непосредственно граждан. Закон с одной стороны защищает заемщиков, потому что есть жесткие нормы, что нельзя у гражданина отнять квартиру или удачный участок, если он у него один, а с другой стороны — это сигнал, в том числе и банкирам, что не надо вводить людей во искушение, говоря, что кредиты — вещь легкая, простая, и проблем не будет», - отметил Исаев.

Ряд экспертов сомневаются в том, что новый закон будет работать гладко. Скептически настроен, в частности, и директор дирекции карточного и депозитного электронного бизнеса Транскапиталбанка Игорь Антонов. В интервью Business FM он заявил, что ему сложно представить, как это все будет работать, с учетом загруженности российских судов. Да и другие возражения тоже есть.

«Если закон будет принят в той редакции, которую я видел, то задолженность заемщика перед банком будет сгорать в полной мере. Это негативно скажется на ипотечном рынке. Просрочки достаточно высокие, люди понимают, что появляется инструмент, показывающий, как от этой просрочки уйти, избавиться от задолженности через институт банкротства. И поэтому люди будут зачастую злоупотреблять им, что приведет к росту рассрочки и в дальнейшем к росту ставок. Невозможно идти к показателю в 5-6 процентов годовых по ипотеке, когда уровень просрочки достигает тех же 3-5 процентов», — отметил Антонов.

Эксперты опасаются, что коллекторы в ближайшее время могут активизироваться и перейти к решительным мерам, чтобы успеть собрать как можно больше денег с должников до тех пор, пока не будет принят закон о банкротстве. По оценке Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ, только в первый год действия закона количество заявлений о банкротстве может перевалить за 200 тысяч штук.