Замоскворецкий суд Москвы сегодня приговорил к 4,5 года лишения свободы Максима Лузянина — фигуранта первого дошедшего до суда дела о массовых беспорядках на Болотной площади. По версии следствия, он швырнул в полицейских куском асфальта, сбивал их с ног, а по отношению к одному применил удушающий прием. Подсудимый полностью признал вину и попытался возместить причиненный пяти стражам порядка ущерб материально. Однако суд счел, что исправление Лузянина возможно только в условиях изоляции от общества.

Гендиректор ООО «Гармония» 36-летний Максим Лузянин, которого следствие называет сособственником ряда предприятий в столичном регионе, в частности, совладельцем ресторана в Московской области, был задержан 28 мая этого года. Ему предъявили обвинение в участии в массовых беспорядках, а также в применении насилия в отношении представителя власти (часть 2-я статьи 212 и часть 1-я статьи 318 УК РФ). С тех пор он находится в СИЗО.

На следствии Лузянин полностью признал вину и просил рассмотреть его дело в особом порядке. В этом случае подсудимый вправе рассчитывать на меньший срок. Суд не исследует собранные по делу доказательства, а ограничивается только изучением сведений о личности.

Назначенное на 11 утра заседание началось с опозданием на полтора часа. К суду на всякий случай подогнали полицейский автобус, однако он не понадобился — из представителей оппозиции наблюдался только Алексей Навальный. Протестующих видно не было.

Столкновения с полицией

Согласно озвученной в суде фабуле обвинения, 6 мая Максим Лузянин узнал из СМИ о том, что 6 мая готовится шествие по улице Якиманка. Демонстрация была посвящена протестам против злоупотреблений и фальсификации на выборах в Госдуму и на президентских выборах. Однако акция — «Марш миллионов», — в которой, по разным оценкам, приняли участие от 8 до 100 тысяч человек, переросла в массовые беспорядки, которые сопровождались применением насилия. Были задержаны более 400 человек. Полиция возбудила уголовное дело, фигурантами которого впоследствии стали 17 человек. 12 из них в настоящее время находятся в СИЗО.

Перечислив имена всех 17 фигурантов, прокурор отметил, что они умышленно игнорировали требования сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск МВД РФ разойтись и предприняли попытку прорвать милицейское оцепление. В стражей порядка летели пустые бутылки, палки, куски асфальта, дымовые шашки и бутылки с зажигательной смесью. Участники беспорядков распыляли слезоточивый газ из заранее принесенных газовых баллончиков и принялись строить заграждения из мобильных туалетов.

По версии следствия, оказавшийся в толпе Максим Лузянин кинул кусок асфальта размером 20 на 30 сантиметров в сержанта полиции. Затем протестующие стали срывать с полицейских и военнослужащих внутренних войск бронежилеты и противоударные каски, пытались их бить.

Так, участвовавший в беспорядках Михаил Косенко сорвал с рядового полиции Казьмина шлем и бронежилет. У полицейского отняли резиновую палку, щиток и противогаз, сбили с ног, и Косенко принялся наносить ему удары по различным частям тела. В это время Максим Лузянин схватил полицейского Круглова за форму и повалил на землю. К избиению подключилась толпа. Участники беспорядков стащили с Круглова бронежилет, противоударный шлем и принялись его бить руками и ногами. В это время Максим Лузянин подошел сзади к полицейскому Прохорову, применил удушающий прием, бросил сотрудника полиции на асфальт и нанес один удар ногой по голове.

Больше всего пострадал асфальт

По словам прокурора, в результате массовых беспорядков столичное управление полиции утратило значительно количество имущества: несколько десятков шлемов и бронежилетов, а также 29 резиновых палок, два мегафона, 8 щитков и 12 раций. Это причинило ущерб столичной полиции на сумму в 371 тысячу рублей. Управление на транспорте МВД по ЦФО лишилось имущества на 43 тысячи рублей. ГУ МВД России по Челябинской области, полицейские которого были задействованы в оцеплении, «потерпело убыток» на 23 тысячи рублей. Компании «Экоуниверсал», владеющей биотуалетами, протестные акции обошлись в 70 тысяч рублей. Но больше других «пострадал» городской бюджет — на ремонт асфальтового покрытия из казны потратили 28 млн рублей.

Потерпевшими от действий Лузянина следствие признало пятерых стражей порядка, а также столичное управление полиции. ГУ МВД России по Москве предъявило к подсудимому иск на 25 тысяч 314 рублей. В такую сумму оценили утерянные по вине подсудимого бронежилеты, резиновые дубинки, а также детали полицейского обмундирования.

На процесс вызвали более четырех десятков полицейских (в основном это были потерпевшие по основному делу). Однако никто из них в суд не пришел. Кто-то находился в отпуске, некоторые уже уволились. Все они прислали в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

«Вы признаете свою вину?» — обратился к подсудимому судья Андрей Федин. «Я согласен с предъявленным обвинением. Полностью признаю вину», — последовал ответ.

После этого суд перешел к изучению характеризующих подсудимого сведений. Адвокат Лузянина Сергей Шушпанов передал суду благодарственное письмо от главы сельского поселения «Булатниковское» Подольского района Подмосковья. Он сообщал, что предприниматель организовал в селе спортивный клуб и музыкальную секцию. После этого защитник передал судье документы о том, что жена подсудимого Наталья Лузянина оплатила полицейскому Александру Прохорову стоматологические услуги в размере 15 тысяч рублей (во время стычки с Лузяниным у него откололся кусок зуба).

Лузянин: «Все было сделано под влиянием эмоций»

Вызванная по ходатайству защиты в суд мать Максима Лузянина назвала сына «добрым и хорошим человеком», у которого «нормальная крепкая семья». «Я вообще никогда не видела его агрессивным. Он очень спокойный человек», — рассказала она, при этом попросила не наказывать сына строго, сказав, что и остальные члены семьи нуждается в материальной поддержке с его стороны.

Сам подсудимый уверял, что является «взрослым и сдержанным человеком», и то, как он себя вел, для него «нехарактерно и неприемлемо». «На очных ставках у меня была возможность пообщаться с потерпевшими, попросить прощения за причиненную физическую боль. Мы пожали руки. Я сожалею о содеянном. Все было сделано под влиянием эмоций», — сказал Лузянин.

Он добавил, что «круглый день занят на работе», пытаясь обеспечить родителей и жену, которая недавно родила второго ребенка. «Они нуждаются в моей поддержки. Прошу дать мне возможность заботится о своих родных», — призывал он судью.

В свою очередь адвокат Лузянина Сергей Шушпанов просил суд ограничиться условным сроком. Он утверждал, что его клиент — «примерный семьянин и рациональный бизнесмен» — совершил проступок под влиянием толпы, что он не представляет общественной опасности. Иллюстрирую свою мысль, адвокат привел выдержки из книг по психологии. В них говорилось, что человек в толпе превращается в «варвара, существо интуитивное, сходное по поведению с первобытным человеком».

Имевший судимость

Впрочем, вопреки уверениям защитника о безупречной репутации клиента, на процессе прозвучала информация, характеризующая подсудимого не с лучшей стороны. Оказалось, что в 1999 году Лузянин был осужден за вымогательство на 4 года условно с испытательным сроком в 5 лет. На акцию же оппозиции на Болотной площади Лузянин прихватил с собой вязаную «шапку-маску». Так что версия о том, что подсудимый случайно ввязался в драку с полицией, вызывает сомнения.

Для того, чтобы принять решение судье потребовалось более трех часов. Андрей Федин приговорил Максима Лузянина к 4,5 года лишения свободы в колонии общего режима. При этом суд не стал рассматривать иск столичной полиции о компенсации ущерба.

Сергей Шушпанов назвал решение суда противоправным — «отягчающих обстоятельств нет, одни смягчающие». При этом он сообщил, что будет обжаловать приговор.

Добавим, что сегодня в Замоскворецком суде должно было слушаться второе дело о беспорядках на Болотной площади — в отношении 37-летнего Михаила Косенко. Однако процесс отложили до 28 ноября. У подсудимого появились новые адвокаты, и они попросили время для ознакомления с делом. Косенко также вменяют участие в беспорядках и избиение полицейских. Однако психиатрическая экспертиза сочла его невменяемым. Поэтому суд будет решать вопрос о направлении его на принудительное лечение. Впрочем, защитники Косенко подвергают сомнению результаты проведенной экспертизы и уже потребовали назначить повторное исследование. Однако суд эту просьбу отклонил. Как и просьбу освободить Косенко из СИЗО.