О намерении устроить проверку затянувшейся стройки питерского стадиона заявил сегодня глава ведомства Сергей Степашин. «Мы хотим проверить, куда уже ушли 16 миллиардов рублей и откуда взялась баснословная цена стадиона — почти 43 миллиарда рублей», — заявил Степашин.

Стадион «Зенит» превращается в курицу, которая несет золотые яйца. Нынешняя цена строительства: почти 44 миллиарда рублей — это совсем не заявленные на первоначальном аукционе 6 миллиардов, и даже не 24, за которые взялась строить спортивную арену компания «Авант».

Правда, с «Авантом» контракт расторгли, выплатив компании 5,5 миллиардов рублей из городского бюджета. Тогда компания Олега Дерипаски «Трансстрой» предложила построить спортивную арену с тридцати процентной скидкой — за 13 миллиардов рублей. С той поры цена выросла в три с половиной раза, и каждый раз Госэкспертиза согласовывала сумму, а подрядчик продолжал жаловаться на короткое питерское лето, переверстку проекта, и сложность работ, рассказала Business FM пресс-секретарь «Трансстроя» Елена Гурьянова: «Сегодня новый проект, который прошел уже государственную экспертизу. Мы надеемся, что это окончательный проект», — отмечает Гурьянова: «Чаша стадиона готова на 70%, в основном ведутся бетонные работы. Стоимость состоит из стоимости материалов, это открытая информация. Если сравнивать строительство стадиона «Зенит» и строительство стадиона «Динамо», который так и не может «стартануть», то заявленные цены на «Динамо» ярко иллюстрируют, что цены сопоставимые. При этом на «Динамо» не планируется ни раздвижной крыши».

«Трансстрой» собирался достроить «Зенит» еще к концу 2009 года. Теперь планируется закончить стройку в 2014 году. FIFA потребовала для чемпионата мира увеличить количество мест для зрителей, и пришлось перепроектировать первоначальный вариант. Вместе с тем свою долю критики получает пока только губернатор культурной столицы Полтавченко: то от премьера — за долгострой, то от «Газпрома», который профинансировал Санк-Петербургу, по словам Алексея Миллера, уже десяток таких стадионов, то от фанатов, скандирующих губернатору «Продай дачу - дострой стадион!».

Неудивительно, что Полтавченко только порадовался проверке Счетной палаты. Стадион по конструкции уникальный, и его трудно сравнивать с обычными спортивными сооружениями. Однако его строительство действительно затянулось, считает гендиректор компании «Интерспортстрой» Александр Канунников: «Из-за ошибок на первоначальном этапе строительства пришлось вести перепроектирование. Его пришлось проектировать на 69 тысяч, также были затраты на изменение конструктивных, уже собранных решений по объектам. Он, в любом случае, уникален. Стадионов, у которых футбольное поле выкатывается за пределы арены, — единицы».

Возможно, проверка ведомства Степашина уже запоздала: 15 ноября истекает срок погашения выданного «Трансстрою» аванса, и контракт с застройщиком могут прервать. Застройщик клянется, что успел освоить только 9 миллиардов, а городские власти заявляют, что работы выполнены всего на 3,5 миллиарда рублей. Однако сообщается, что за такие деньги построено уже 60% стадиона.