Скорая «Ростурпомощь» спасет себя в первую очередь
Минкульт опубликовал правила оказания помощи клиентам прогоревших туроператоров. С 1 ноября им будут покупать билеты на родину за счет фонда «Ростурпомощи», сформированного общими усилиями игроков рынка. Но куда пойдет львиная доля собранных денег?
Читать на полной версииС 1 ноября в России должны вступить в силу новые правила оказания экстренной помощи туристам, чей туроператор не смог выполнить свои обязательства перед принимающей стороной или перевозчиком. Эксперты туристической отрасли не исключают, что ответственные за процесс чиновники решили помочь, в первую очередь, самим себе.
Правила оказания «первой» помощи туристам, находящимся за рубежом, опубликовало 15 октября на своём сайте Министерство культуры. Появление соответствующего постановления правительства обусловлено принятыми ещё весной поправками к закону «О туристской деятельности». Общий смысл принятых поправок сводится к тому, что туроператоры сообща должны бороться с последствиями деятельности своих легкомысленных коллег.
В частности, все туроператоры выездного туризма должны вступить в отраслевое объединение — оно было сформировано ещё в августе и называется «Ростурпомощь».
«Ростурпомощь» — это некоммерческая организация. Как следует из устава, органами ее управления является общее собрание всех членов, наблюдательный совет и подотчетный ему директор. В наблюдательном совете, который избирается на два года, предусмотрены места для представителя Ростуризма и независимых членов.
В настоящее время гендиректором «Ростурпомощи» является Эдуард Кузнецов, основатель компании «Мегаполюс турс» (входит в крупнейший швейцарский концерн KUONI, основанный в 1906 году).
Главной целью «Ростурпомощи» является формирование компенсационного фонда, который мог бы оказать экстренную помощь клиентам разорившегося туроператора. В этот фонд туроператоры будут «скидываться» ежегодно. Сумма взноса должна составлять 0,1% от суммы, вырученной с продажи турпутёвок, но не менее 100 тысяч рублей.
По последним данным Ростуризма, в федеральном реестре туроператоров числятся 2322 компании, специализирующиеся на выездном туризме. Таким образом, в распоряжении некоммерческой организации будет как минимум 232 млн рублей, но если учесть, что в него входят крупные компании с большим оборотом, то сумма может вырасти в разы.
Даже если представить, что в чрезвычайной ситуации, связанной с банкротством туроператора, придется вернуть в Россию 500 человек, расходы на их билеты окажутся мизерными по сравнению с общим объемом «копилки». Спрашивается, как будут расходоваться остальные?
«В законе заложено, что приблизительно треть этих денег будет идти на содержание самой организации, — говорит BFM.ru вице-президент ассоциации туроператоров России Владимир Канторович, — расходы на администрирование фонда, видимо, будут определяться общим собранием участников: какой будет бюджет организации, какие там будут зарплаты и прочие расходы. Лоббировали его создание люди, которые рассчитывали сесть на руководящие должности в этой «Ростурпомощи» (всякие отставные чиновники и депутаты), и пользоваться этими большими денежными потоками».
Cпециалисты отрасли полагают, что сама организация и создаваемый фонд останутся «вещью в себе» и практической пользы туристам не принесут.
В интервью BFM.ru Владимир Канторович выразил опасения, что фонд будет «помогать» не столько туристам, сколько самому себе: «Я знаю, что рвутся возглавить этот фонд, и еще не исключено, что возглавят, люди, которые с удовольствием погреют свои ручки на этих самых деньгах. Потому что когда деньги лежат даже в банке, всегда можно договориться, выбирая банк, и получать от банка деньги за то, что они там просто лежат на остатке».
Правила для фонда придумают позже
Вице-президент союза туриндустрии Юрий Барзыкин уверяет, что порядок использования средств фонда обязательно будет установлен. Но позже.
«Эти правила входят в перечень нормативно-правовых актов, которые напрямую указаны в законе об основах турдеятельности, в изменениях к нему. Там не только про оказание экстренной помощи, но и про подбор банка или кредитного, финансового учреждения, где размещаются средства, порядок инвестирования средств… Помимо этих документов, будут еще и другие, в том числе по надзорному органу, который будет осуществлять контроль и за операторами», — говорит Барзыкин в интервью BFM.ru.
Исключение из правил
Опубликованные правила оказания экстренной помощи регламентируют, в каком случае турист имеет право на финансовую поддержку за счет средств компенсационного фонда.
И здесь больше исключений, чем самих правил. В частности, на средства «Ростурпомощи» не могут претендовать туристы, нуждающиеся в возвращении на родину по медицинским показателям — в этом случае они должны улаживать свои проблемы со страховыми компаниями.
Не стоит ждать помощи и тем, кто остался без средств к существованию по собственному недосмотру.
Не получат денег из фонда и те, кто оказался в условиях, угрожающих безопасности или жизни. Их эвакуацией займутся либо МИД, либо правительство РФ.
Получается, что воспользоваться средствами фонда могут только туристы, оказавшиеся за рубежом на момент банкротства туроператора, если тот не выполнил своих обязательств. Единственным возможным видом помощи может быть скорейшее возвращение туриста на Родину.
Турист, конечно, вправе отказаться от такой помощи, повторно оплатить отдых и купить обратный билет за свои деньги, а по возвращении обратиться за компенсацией к страховавшей туроператора компании. Но в этом случае «Ростурпомощь» и турист станут конкурентами: по задумке правительства, расходы пострадавшего потребителя турпродукта и некоммерческой организации должны компенсироваться из одного источника — суммы фингарантий туроператора.
К слову о фингарантиях. По словам Канторовича, их всё равно опять не хватит на всех: «Концепция этой поправки к закону основывалась на предположении, что денег, которые предоставляют финансовые гаранты (страховые компании), должно хватать в случае банкротства компании. Но, к сожалению, денег в случае банкротства крупного туроператора не хватит. Поправки были приняты такие, что у крупнейших туроператоров финансовые гарантии либо остались такими же, либо уменьшились. Поэтому все дальнейшие построения не работают. А когда их не будет хватать, то уже никто вам не скажет, что произойдет, потому что на такой поворот событий этот закон не рассчитан, а это, скорее всего, так и будет».