«РусАл» припомнил «Норильскому никелю» старое
«РусАл» оспорил решение совета директоров «Норильского никеля» об обратном выкупе акций, принятое еще в сентябре 2011 года
Читать на полной версииАрбитражный суд Красноярского края признал недействительными решения совета директоров ГМК «Норильский никель» о проведении обратного выкупа акций в сентябре 2011 года. Совет директоров ГМК был не вправе одобрять условия обратного выкупа акций, поскольку это противоречило закону «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», отмечено в сообщении алюминиевой компании.
В результате обратного выкупа акций, группа представителей иностранного инвестора Interros International Investments Limited, в которую также входят сам «Норильский никель» и Norilsk Nickel Investments, незаконно увеличила контроль над ГМК, резюмируется в релизе. От дополнительных комментариев представители « РусАла» отказались.
Отметим, ГМК тогда выкупала свои акции на зарубежную дочку — NN Investments. В ходе buyback горнорудный холдинг приобрел около 7,7% собственных акций и увеличил долю казначейских бумаг до 17%. При этом в ходе buyback 2011 года бумаги выкупались из расчета 306 долларов за акцию, что на 106 долларов превышало рыночные котировки на тот момент.
Против такой сделки выступало руководство ФАС. В октябре прошлого года глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев направлял письмо гендиректору ГМК Владимиру Стржалковскому, в котором предупредил, что buyback может быть объявлен ничтожным из-за нарушения закона о стратегических инвестициях. Артемьев объяснял это тем, что на момент buyback у ГМК уже был пакет казначейских бумаг (9,23%), который находился на балансе зарубежной дочки — Corbiere Holdings, зарегистрированной на острове Невис. Руководство горнорудного холдинга в ответ заложило этот пакет в сделке репо, и ФАС перестала предъявлять претензии к компании.
Представители ГМК заявили, что намерены обжаловать вчерашнее решение суда.
ГМК «Норильский никель— диверсифицированный горнорудный холдинг, крупнейший в мире производитель никеля и палладия. Основными акционерами компании являются фонд «Интеррос» (около 28%), ОК «РусАл» (25,13% акций), «Металлоинвест» (около 4%). В первом полугодии 2012 года выручка по МСФО составила 5,9 млрд долларов, чистая прибыль — около 1,4 млрд долларов.
В России есть огромная практика отмены решений советов директоров, но практики отмены buyback нет, утверждает управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат.
«Обычно, когда отменяются решения совета директоров, связанные с какими-то сделками, не такого масштаба и не с таким огромным количеством участников, то дальше шаг в таком случае — это оспаривание самой сделки. Однако в данном случае последствия представить крайне сложно», считает он. Эксперт допускает, что данный шаг со стороны «РусАла» направлен не столько на возврат акций миноритариям, сколько на усиление своего влияния на горнорудную компанию.
Ранее руководство алюминиевой компании заявляло о намерении требовать компенсацию. По предварительным данным, «РусАл» оценивает свои потери от сделки годичной давности на уровне 1 млрд долларов.
ОК «РусАл» создана в 2007 году в результате объединения группы «Русский алюминий», «Сибирско-уральской алюминиевой компании» (Sual Partners) и алюминиевых активов Glencore. Основными акционерами являются: En+Group Олега Дерипаски — 47,41%, группа «Онэксим» Михаила Прохорова — 17,02%, Sual Partners — 15,80%, Glencore — 8,75%. «РусАл» — крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема. Под управлением компании находится 40 заводов в 13 странах мира. По итогам первого полугодия 2012 года выручка составила 4,89 млрд долларов, чистая прибыль — 37 млн долларов.
Не понятно, кто будет ответчиком по иску — совет директоров или сам «Норильский никель», отмечает аналитик БКС Кирилл Чуйко. «Убытки самого «РусАла» от неучастия в процессе выкупа не превысили 500 млн долларов. Однако едва ли у компании есть право требовать возмещения этих средств, поскольку она, как и другие акционеры, могла принять участие в buyback», — поясняет он. Эксперт допускает, что данный процесс для «РусАла» в большей степени носит имиджевый характер, и получение денежной компенсации является не первостепенной задачей.