«Северный поток»: помпезные речи у полупустой трубы
На открытии второй ветки газопровода от Выборга до Любмина политики и акционеры говорили о светлых перспективах проекта. А недозагруженность уже имеющихся мощностей газпромовцы объясняют очень просто
Читать на полной версииИ сотрудники международного консорциума Nord Stream, и гости из числа VIP-персон, присутствовавшие 8 октября на церемонии открытия второй линии газопровода «Северный поток», давали проекту превосходные оценки. А также уверяли, что при его подготовке были соблюдены все современные технические параметры и учтены экологические стандарты стран Балтийского региона.
Корреспондент DW, побывавший в тот день в бухте Портовая под Санкт-Петербургом, где, собственно, все и происходило, попытался узнать то, о чем участники церемонии публично и напрямую не говорили.
Большому газопроводу климат мешает?
В ходе краткого пресс-тура к береговым сооружениям Nord Stream журналисты узнали, что используемая здесь компрессорная станция ОАО «Газпром» является самой крупной в мире. А шиберные задвижки, изолирующие газопровод от камер диагностических и очистных устройств, когда они не задействованы — самые тяжелые в мире. Их вес — 102 тонны.
Об этом с гордостью поведал руководитель строительства берегового участка газопровода Артем Каширов. По его словам, эти параметры и позволяют «Северному потоку» транспортировать в Европу по дну Балтийского моря до 55 млрд кубометров природного газа ежегодно. Правда, с момента запуска первой ветки газопровод ни разу не был заполнен более чем на 40%. Но Каширов пояснил, что на начальном этапе газопроводы всегда используются не на полную мощность. И добавил, что внутренняя сеть Германии на данный момент не настолько развита, чтобы принимать весь запланированный объем газа.
Главная же причина неполной загруженности труб «Северного потока», по словам Каширова, — климатическая. «Сейчас не жарко и не холодно, и на данный момент в Европе нет большой потребности в газе», — пояснил собеседник DW.
Сотрудники департамента коммуникаций Nord Stream предпочли не комментировать неполную загруженность трубопровода, как и уровень цен на газ, продаваемый Россией в Европу. Они лишь заметили, что проект этот — долговременный и рассчитан минимум на 50 лет. А значит, в среднесрочной перспективе он непременно окупится.
«Золотой век газа» — не для всех золотой
Сообщалось, что в церемонии открытия второй ветки «Северного потока» может принять участие Владимир Путин. Однако он ограничился видеообращением, в котором отметил, что газ в Европу «будет поставляться напрямую, по кратчайшему маршруту… без транзитных рисков - стабильно и бесперебойно».
Эту же мысль повторили председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель администрации президента России Сергей Иванов. Последний, в частности, подчеркнул, что «от исключения транзитных рисков выиграют все». А председатель комитета акционеров Nord Stream AG, бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder) выразил надежду, что «даже политические решения в Германии будут приниматься в пользу российского газа».
О чем говорилось в послании премьер-министра Нидерландов, одной из стран-акционеров Nord Stream, Марка Рютте, смогли узнать лишь те, кто свободно владел английским или немецким языком — перевода его речи на русский язык не последовало. А говорил он о преимуществах природного газа относительно других видов ископаемого топлива. И о том, что, по оценке Международного энергетического агентства, наступает «золотой век газа».
Впрочем, касается это, очевидно, не всех стран даже внутри Европейского Союза. Как известно, правительства Эстонии, Латвии, Литвы и Польши долгое время выступали против прокладки трубопровода по дну Балтийского моря. Но в итоге, их согласования и не потребовалось. Тот же Сергей Иванов подчеркнул, что «Северный поток» проходит через территориальные воды пяти стран — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, одобривших проект.
«Северный поток» все же любят не все
«А каково общественное мнение в четырех остальных странах региона?» — поинтересовался корреспондент DW у менеджера по связям со странами Балтии и Польши департамента коммуникаций Nord Stream Романса Бауманиса.
По мнению эксперта, в этих странах никогда не было единого мнения по отношению к «Северному потоку». В качестве примера Бауманис приводит Эстонию, где, по его словам, представители бизнеса и некоторых политических партий выступали против проекта еще на стадии его обсуждения. «Мнения со временем меняются, это естественный «экономический процесс», — сказал Романс Бауманис. — Во- вторых, мы все это время не сидели сложа руки. Мы работали с представителями СМИ, с политическими партиями, с различными государственными институтами». В результате этой работы, по его словам, в странах Балтии и Польше к «Северному потоку» стали относится с бόльшим пониманием.
«Не секрет, что в Балтию газ поставляется только из России. Это ненормальная ситуация, и Nord Stream эту проблему не решает», — соглашается эксперт. И напоминает о программе Евросоюза BEMIP (Baltic Energy Market Interconnection Plan), где предусматривается стимулирование конкуренции на топливном рынке.
«Я думаю, что это шаг в правильном направлении, и он позволит изменить точку зрения на наш проект», — заключает Романс Бауманис.
Автор — Владимир Изотов, Портовая / Санкт-Петербург
Редактор Андрей Кобяков