Розничный кредитный портфель российских банков входит в опасную зону, так как за последний год объем необеспеченных залогами кредитов населению вырос более чем на 60%. Об этом сообщил первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский. По его словам, по сравнению с 1 июля прошлого года объем кредитов наличными вырос на 53%, а по кредитным картам — на 84%. Центробанк обеспокоен такой скоростью, так как, по словам зампреда ЦБ, жизнь учит любой бизнес, что «если ты высоко летишь, то … падать будет больно, а если быстро едешь, то фонарный столб вырисовывается на пути неожиданно». По словам Симановского, это в полной мере касается работы и финансовых посредников, которыми являются банки.

С 1 января 2012 года общий объем розничных кредитов в целом по банковской системе вырос на 26,1%, в пересчете на годовые цифры рост уже превышает 40%.

В том, что рост кредитования вызывает опасение у ЦБ, регулятор признался впервые. Так, всего месяц назад на Х Международном банковском форуме в Сочи заместитель председателя Банка России Михаил Сухов отмечал, что объем кредитов, выданных банками физическим лицам, будет расти до конца года прежними темпами — примерно на 43% за год, и эти цифры не вызывают обеспокоенности у ЦБ.

О том, что бурный рост потребительского кредитования опасен для банковской системы России, поскольку он не опирается на рост доходов населения, заявил в конце июля директор по макроэкономическим исследованиям НИУ Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.

По результатам проведенных Банком России стресс-тестов российской банковской системы, на 1 июля этого года она выглядит достаточно устойчиво, но именно банки, активно занимающиеся потребительским кредитованием, вызывают у регулятора опасение. По словам Симановского, стресс-тесты рассматривают ситуацию такого состояния финансового рынка, которая в России маловероятна, но все же не исключена. В основу всех тестов заложена ситуация, при которой цена за баррель нефти снизится до 60 долларов. «Эти условия более жесткие, чем те, которые предусматривают требования стандартов международного банковского регулирования «Базель 3», — добавил первый зампред ЦБ.

Как пояснил Алексей Симановский BFM.ru, в ходе стресс-тестов, проведенных в банках, агрессивно наращивающих потребительское кредитование, большая доля кредитов попадает в очень рискованную зону, то есть в ситуацию, когда люди по ним просто прекращают платить. Понятно, что ставки по розничному кредитованию в России достаточно высоки, и банки закладывают в свои ставки угрозу неплатежа по ссудам, подчеркнул зампред ЦБ. Но в своих расчетах и опасениях регулятор опирается на историю развития сектора потребительского кредитования в России, пройденную до кризиса 2008 года, а также на опыт Южной Кореи. Поэтому ЦБ и делает вывод о том, что первая десятка банков, агрессивно растущих в рознице, очень сильно рискует в случае, если макроэкономическая ситуация в стране ухудшится.

В связи с бурным ростом банковской кредитной розницы Банк России обсуждает возможность ужесточения требований по оценке рисков для необеспеченных розничных кредитов, заявил Алексей Симановский. По его мнению, при оценке рисков Банк России может учитывать уровень агрессивности банка в этом сегменте, при этом при расчете рискованности могут учитываться такие факторы, как динамика роста кредитования и уровень ставок. В учет будут приниматься ставки как по кредитам, так и по депозитам, так как розничные банки, держащие высокие проценты по кредитам, устанавливают и завышенную доходность по вкладам.

Страховка резервированием

Кроме того, сегодня Банк России опубликовал на своем сайте проект изменений в положение 254-П, ужесточающих порядок формирования банками резервов по необеспеченным розничным кредитам. Теперь банкам предложено в два раза увеличить планку резервов по еще непросроченным кредитам и по ссудам с просрочкой более 30 дней. Готов Банк России обсуждать и возможность увеличения объемов резервирования по займам, не обслуживающимся более года.

Риск просрочки по потребительским кредитам и кредитным картам выше, чем по целевым, обеспеченным розничным ссудам. Поэтому при возрастании объема таких кредитов увеличиваются в объеме и просрочки, отмечает председатель правления БКС-банка Эмиль Юсупов. По его мнению, объем просрочки по необеспеченным кредитам может достичь 15%, что, безусловно, пошатнет устойчивость банковской системы.

ЦБ поступает правильно, принимая жесткие меры по ограничению беззалогового кредитования, так как эти кредиты несут в себе опасность не только для банковского сектора, но и для экономики в целом, отмечает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. По ее словам, в случае ухудшения ситуации в стране банковская система начнет испытывать резкий недостаток ликвидности, а в результате именно государство будет вынуждено тратить средства на поддержание ее нормального функционирования,

Регулятору лучше сейчас принять превентивные меры, пока ситуация не осложнилась и мы не увидели повторение 2008 года, отмечает Эмиль Юсупов.

За январь-август 2012 года просроченная задолженность в ряде банков уже выросла до 50%, добавляет Юшкова. Поэтому меры, которые пытается предпринять ЦБ для борьбы с этой опасной тенденцией, а именно, повысить норму резервирования, вполне оправданы.

Правда, Алексей Симановский оговорился, что мера по повышению резервирования не будет навязываться кредитным организациям Центробанком. «Все пока находится в стадии обсуждения. Кроме того, повышая отчисления в резервы, ЦБ ничего не отнимает у банков, так как если состояние кредитов лучше, чем это видит регулятор, и банк нам это докажет, то он в любой момент вправе свои резервы уменьшить», — сообщил зампред ЦБ.