Уже несколько дней в Иране продолжаются митинги и столкновения протестующих с полицией. Правоохранители вынуждены разгонять тех, кто недоволен стремительным падением курса риала.

Парламент Ирана обвинил президента в неспособности управлять экономикой. Сам Махмуд Ахмадинежад в очередной раз обвинил в экономических бедах страны Запад и его санкции.

Смена власти в Иране экономическими методами — один из вариантов стратегии Вашингтона, и США могут в этом преуспеть, считает президент Института религии и политики, востоковед Александр Игнатенко.

«Те экономические санкции, которые США и ряд их союзников ввели против Ирана, как раз и имели своей целью создание в стране ситуации, которая могла бы перерасти в революцию и привести к свержению того режима, который в Иране есть. Или, как минимум, к свержению президента. Так что то, что сейчас происходит в Иране, это, в конечном счете, следствие тех планов, тех проектов и тех акций, которые были задуманы достаточно давно. И, к слову сказать, когда американцы и западники говорят о том, что в отношении иранской ядерной программы существуют разные опции, включая и военную, то они подразумевают, что кроме военной опции существует, например, социально-экономическая», — рассказал Игнатенко в эфире Business FM.

Валюта Ирана за последнюю неделю подешевела к доллару уже на треть. Если 8 дней назад за доллар на свободном рынке в Иране давали 24,5 тысячи риалов, то в середине этой недели — уже 37,5 тысячи. Тем временем официальный курс — 12,5 тысячи, но официальные обменники закрыты.

В самом Иране эксперты уверены, что несмотря на валютные потрясения большого кризиса в стране не будет. Так считает, в частности, иранский экономист Мохаммед Масиней: «У иранской экономики имеются небольшие проблемы, но она отнюдь не в кризисе. У Ирана есть большие валютные резервы. По оценкам — более 100 миллиардов долларов. У Ирана нет крупных долгов ни перед одной страной. И иранская экономика — самодостаточная во многих секторах. Конечно, будут и безработица, и инфляция, но не будет никакого кризиса и краха экономики, я вообще не вижу признаков подобной перспективы. Это просто невозможно».

На самом деле, Иран во многом, в том числе во многих товарах повседневного спроса, зависит от импорта, в первую очередь из Турции. И обесценение риала уже повлекло за собой ощутимый рост цен практически на все товары.

Отметим, до 90% поступлений в бюджет Ирана идет за счет продажи нефти. Таможенная статистика показывает, что с конца прошлого года экспортные объемы упали более чем в два раза. Тем не менее, продажи в Китай и Индию продолжаются, и это обеспечивает правительство некоторым объемом валютной выручки.