ТСЖ-онлайн: фонд Runa Capital подался в ЖКХ
«Большая часть процессов в коммунальном хозяйстве построена феноменально устаревшими методами», считают в Runa Capital. Фонд вложил 1,2 млн долларов в технологическую платформу управления многоквартирными жилыми домами
Читать на полной версииФонд Runa Capital объявил об инвестициях в Domosite.ru — компанию, развивающую онлайн-систему управления многоквартирными домами. Общая сумма средств, вложенных в проект фондом и сооснователями компании, превысила 1,2 млн долларов. Доли инвестиций не раскрываются, известно лишь, что Runa Capital стал миноритарным акционером Domosite.
Выделенные средства будут направлены на разработку сервисов электронной отчетности, интеграцию с государственными порталами и базами данных, а также на продвижение сервиса, говорится в сообщении Runa Capital.
Domosite.ru — это платформа для управления многоквартирными домами, позволяющая жильцам, управляющей организации и контролирующим органам решать вопросы, связанные с управлением домом. По сути, большая часть коммуникаций переводится в электронный вид — это касается и документооборота, и заочных голосований, и прочего. Это позволяет обеспечить участие в процессе принятия решений бо́льшего числа собственников.
На сайте есть также набор сервисов для автоматизации работы управляющих организаций: рассылка счетов жителям и сбор показаний счетчиков, рассылка экстренных сообщений и SMS-уведомлений, ведение электронного реестра собственников, жильцов и домового имущества, публикация отчетности, доступ к актуальной базе нормативных документов и шаблонов, юридическая поддержка и прочее.
«Проблемы, которые решает сервис — это, во-первых, взаимодействие управляющих компаний, ТСЖ и жителей домов. Во-вторых, это автоматизация работы УК и ТСЖ, процессов управления жилым фондом. И в третьих, это вовлечение самих жителей домов в процесс управления коммунальным хозяйством. Это те самые вопросы, на решение которых была нацелена реформа ЖКХ», — пояснил в интервью BFM.ru управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев.
В фонде заинтересовались проектом Domosite.ru, потому что он попадает в те несколько сегментов, которые партнеры Runa Capital считают наиболее интересными. Это, как и ранее заявляли представители фонда, медицина, образование и проекты, относящиеся к госсектору.
Проект стал результатом объединения двух команд из Екатеринбурга и Москвы. «Они решали похожие проблемы, но с разных сторон. Мы вышли на них независимо друг от друга, поскольку интересовались этим сегментом. И нам показалось, что если эти две команды объединить, то получится идеальная синергия», — рассказал Дмитрий Чихачев.
К настоящему времени к ресурсу подключились более 3 тысяч домов из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Самары, Курска, Иваново, Казани и двух десятков других городов. По заявлению фонда, число собственников квартир, активно пользующихся сервисом, уже составляет более 20 тысяч.
Проект планируется масштабировать на всю Россию. В сообщении Runa Capital говорится, что число потенциальных пользователей Domosite.ru составляет около 30 млн домохозяйств. «Сколько домов мы планируем подключить? Хотелось бы, чтобы там были все. Консультанты Runa Capital помогут разработчикам сделать проект достаточно масштабируемым, чтобы платформа выдерживала высокие нагрузки», — заявил собеседник BFM.ru.
Во многих (но не во всех) ТСЖ и управляющих компаниях предложения подключиться к Domosite.ru воспринимаются «на ура», поскольку они понимают, что им необходимо решать проблемы взаимодействия с жильцами. «Большая часть процессов в коммунальном хозяйстве построена феноменально устаревшими методами: телефон сантехника висит на доске объявлений в подъезде. Если у вас прорвало кран, вам надо бежать на первый этаж, чтобы узнать телефон. Показания счетчиков, платежки — ведь это все можно автоматизировать. И многие управляющие компании это понимают», — рассказал Дмитрий Чихачев.
Доходы Domosite.ru в основном состоят из абонентской платы, которая взимается с управляющих компаний. Доступ к базовому пакету сервисов может составлять от 1,5 до 10 тысяч рублей в месяц. Дополнительные сервисы оплачиваются отдельно, а их стоимость зависит от числа жильцов в домах, с которыми работает УК.
«В масштабах бюджетов УК, которые, как правило, измеряются миллионами, плата в несколько тысяч рублей — просто мизерная. Дополнительной нагрузки на жителей это не создает, а польза весьма ощутима», — считает Чихачев.
Председатель московского ТСЖ «Воротынская 12» Евгений Уманский рассказал BFM.ru, что система Domosite используется в товариществе уже около года. «Мы закрепили положение об использовании этой системы в уставе: все жители дома имеют к ней доступ. Некоторые используют ее довольно активно, задавая через сайт волнующие их вопросы».
По словам Уманского, особых проблем с внедрением онлайн-системы управления не чувствуется. «Пожилые жители дома также учатся пользоваться [сайтом], им помогают дети или внуки. В любом случае, всем удобнее обсуждать что-то, не выходя из дома. А если проводится общее собрание жильцов, мне самому удобнее известить всех об этом, отправив SMS через сайт. Это происходит автоматически, одним нажатием».
Председатель ТСЖ «Педагогический» Игорь Попов рассказал, что в его задачи входило объединение жильцов для решения общих вопросов, поскольку дом был изначально проблемным из-за застройщика. «Мы искали решение, которое позволило бы общаться через Интернет, но не сразу нашли. Потом случайно наткнулись на Domosite, пригласили подключиться и стали общаться, решать проблемы».
По словам Игоря Попова, в его «хозяйстве» онлайн-системой пользуется около 250 собственников квартир разного возраста — от студентов до пожилых людей. «Те, кто хочет быть в курсе событий, касающихся нашего дома, быстро учатся. Ничего сложного в этом нет», — считает он.