Рекламу просят стать целомудренной
Верующие Казани намерены обратиться к президенту Татарстана с требованием запретить использование в рекламе эротических образов. Это, по их мнению, нарушает закон о защите детей от порнографии и оскорбляет чувства верующих
Читать на полной версииВерующие Казани до конца этой недели намерены обратиться к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с требованием запретить использование в рекламе, размещенной в общественных местах, образов эротического содержания.
О том, что такое обращение готовится, BFM.ru сообщил имам Закабанной мечети-медресе имени Исхак-хазрата в Казани Саид Джаффар Лутфуллин.
Именно он в конце сентября этого года развернул в Казани борьбу за чистоту нравов на рекламном рынке, когда верующие мечети начали сбор подписей за то, чтобы на улице Эсперанто был демонтирован билборд с рекламой массажеров и массажных кресел компании US Medica. На нем была изображена женщина в черном нижнем белье с обнаженной грудью, которую она прикрывала табличкой с названием компании.
Верующих возмутило то, что билборд находится на одной улице с гимназией. А изображение на нем нарушает закон о защите детей от вредной информации.
После этого инициативная группа граждан создала в социальной сети «ВКонтакте» группу «Мы за чистоту нравов», в которую все желающие могли загружать фотографии других билбордов непристойного, по их мнению, содержания, нарушающего закон о защите детей от вредной информации или оскорбляющего чувства верующих.
Сейчас базе этой группы четыре десятка фотографий. Основная часть — фотографии билборда с рекламой массажеров. Кроме того, неприятие жителей города вызвала, к примеру, реклама ювелирного салона. На плакате изображены женщина и мужчина: она — в красном платье с декольте, он застегивает на ее шее колье.
Однако пока инициаторам кампании не удалось добиться удаления ни одного спорного рекламного щита, указывает Лутфуллин.
«Прокуратура уже изначально дала ответ, что ничего не видит в этом противозаконного. И мы будем писать письмо президенту республики Татарстан. Будем просить, чтобы был запрет на рекламу эротического характера, размещаемую в общественных местах», — рассказал BFM.ru Лутфуллин. — У меня ребенок спрашивает: «Папа, почему тетя голая?» — «Потому что она рекламирует массажер». Мы, верующие, нас народ поставил вести его по прямому пути служению Всевышнему... мы слуги народа, рабы Аллаха, мы сами ходим по улицам, я сам хожу, и мне самому неприятно. Но что мы можем?».
Владельцем рекламного щита на улице Эсперанто является компания «Вилла» (всего у нее более 120 щитов в Казани). Представитель «Виллы» заявила BFM.ru, что ничего не слышала о том, чтобы в компанию обращались с требованием снять рекламу US Medica. В казанское отделение US Medica представители возмущенной общественности также не обращались, пояснила BFM.ru глава офиса Галина Короткова.
«Мы руководствовались исключительно законом о рекламе, когда его вешали. Тогда закон о защите детей еще не вступил в силу. Макет висит с июня. Закон о защите детей я прочитала, там черным по белому написано, что он не регулирует сферу рекламы», — рассказала BFM.ru. По ее словам, компания, тем не менее, приняла решение поменять рекламный макет, что будет сделано в ближайшее время: «Не потому что сейчас скандал, а потому что это могло бы ущемить интересы наших покупателей, оскорбить их чувства, и детей мы тоже развращать совсем не хотим».
В компании «Вилла» утверждают, что при принятии решения о размещении баннера в первую очередь руководствуются законодательством о рекламе. А нарушения в данном случае нет. От учебного заведения до рекламной конструкции расстояние должно составлять не менее 300 метров, что было соблюдено в случае с гимназией.
«Если [макет] идет вразрез с законодательством о рекламе, мы рекомендуем заказчикам изменить макеты. Мы либо отказываемся размещать такую рекламу, либо в процессе переговоров приходим к какому-то компромиссу. Очень большие штрафы, если размещение макетов происходит не по закону. Нас пока не штрафовали», — утверждает представитель компании.
Добавим, что история с борьбой за возвращение рекламе целомудренности в Казани развивается параллельно с другими похожими историями борьбы за чистоту нравов.
В Москве на сотрудников музея эротики «Точка G» несколько раз нападали: сначала православные активисты, затем — мусульманские. В августе этого года сообщалось о начале работы православных дружин для защиты православных святынь. 26 сентября в Госдуму был внесен законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств. Дизайнер Артемий Лебедев накануне, 2 октября, объявил конкурс на разработку знака «здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих». Продолжается история с выставкой «Духовная брань», которая прошла на «Винзаводе»: сегодня следователи вызвали на допрос третьего участника выставки Романа Богдасарова.
Все эти законодательные инициативы могут существенно ограничить возможности представителей рекламного бизнеса при разработке кампаний, опасаются опрощенные BFM.ru игроки рынка. Несмотря на то, что основополагающим останется закон о рекламе, законы о защите детей от вредной информации и, в случае принятия, о защите религиозных чувств верующих им придется иметь в виду ти учитывать их положения.
Увеличится число ограничений — рекламный рынок пострадает, пояснил BFM.ru Вячеслав Черняховский, советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России, академик Российской академии рекламы.
«Реклама привыкла выходить из любых ситуаций, она выйдет. Но лучше ей от этого не станет. На сегодня запреты и ограничения, которые у нас есть в законе «О рекламе», суммарно равны всем запретам и ограничениям на рынке Европы, — рассказал он BFM.ru. — Когда сплошные ограничения, будешь все время оглядываться, озираться и всего бояться. В ряде регионов могут возникнуть трудности с продвижением товаров и услуг. Товаропроизводители не будут иметь средств для доставки сообщений потенциальным покупателям о тех товарах, которые им будут предлагаться. И люди не будут знать, что им нужно покупать. Мысль о том, что они придут в магазин, увидят и купят, ошибочна. Это было в советское время, когда был маленький ассортимент, выбора особого не было. Сейчас, если функции рекламы ограничить, мы повлияем на потребительский рынок. Кому это нужно?».