Михаил Саакашвили не сможет стать премьером
Граждане выбрали «Грузинскую мечту»: оппозиционная партия побеждает по предварительным итогам выборов. Это означает, что президент Михаил Саакашвили не сможет получить пост премьера, на который он рассчитывал
Читать на полной версииПо предварительным итогам выборов в Грузии побеждает оппозиционная партия «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили. Это приведет к тому, что нынешний президент страны Михаил Саакашвили не сможет получить пост премьера, на который он рассчитывал.
С 2013 года Грузия станет парламентской республикой, а пост главы государства может получить предприниматель Иванишвили — если, конечно, к этому времени он получит грузинское гражданство.
Бидзина Иванишвили до прошлого года и начала избирательной кампании в Грузии был совершенно непубличным человеком. После распада СССР он жил в России и имел российское гражданство. В 90-е годы он стал предпринимателем и заработал свои капиталы именно в России, где его все знали как Бориса Иванишвили.
Он является основателем «Металлоинвеста», который он продал Алишеру Усманову в 2005 году, банка «Российский кредит», с которым расстался только в мае этого года. В России ему также принадлежал ряд крупных активов, в том числе девелоперских.
Однако деловые связи не всегда оказываются определяющим фактором в политических взглядах, говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов: «Наличие российских активов в прошлом или настоящем абсолютно не гарантируют пророссийскую ориентированность этого политика. Много можно примеров привести, начиная от Патаркацишвили и заканчивая всеми остальными».
Политолог не исключает, что новый глава Грузии станет «вторым Януковичем», который «будет договороспособным игроком при сохранении им определенных парламентских позиций».
В девяностые годы Иванишвили сначала уехал в США, затем во Францию. Эксперты называют его, скорее, проевропейским политиком.
В отношениях с Россией есть позиции, по которым новому лидеру придется придерживаться общенациональной точки зрения, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. «Начинаются национальные интересы, во всяком случае, их понимание со стороны грузинской политической элиты, к которой, безусловно, принадлежит Иванишвили. И вот здесь мы сталкиваемся с тем, что в Грузии не произошло реальное осмысление итогов грузино-абхазского, грузино-осетинского конфликтов. Там по–прежнему считают эти территории утраченными в результате происков Москвы и будут, безусловно, при любых переменах в политической ситуации в Грузии настаивать на их возвращении».
В Грузию Иванишвили переехал после Революции роз. Однако вскоре после получения грузинского гражданства тайно получил гражданство Франции, что запрещено законом Грузии. Поэтому в прошлом году президент Михаил Саакашвили своим указом лишил гражданства Иванишвили и его жену.
Правда, супруге Иванишвили, Екатерине Хведелидзе, удалось вернуть грузинский паспорт через суд. И именно она сейчас возглавляет партию «Грузинская мечта».
Иванишвили на данный момент отказался и от гражданства России, и от гражданства Франции, направив все усилия на получение грузинского паспорта. Без этого он не сможет стать премьером даже после победы его партии на выборах. Эксперты считают, что эту функцию передать супруге вряд ли получится.
Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили уже признал поражение своих сторонников на выборах в парламент и заявил, что его партия переходит в оппозицию.
Гоги Мардвилашвили, грузинский политолог, представитель Института общественных дел Грузии ответил на вопросы Business FM.
— Вы верите в то, что Саакашвили готов вот так просто уйти? Нет ли здесь подвоха или какого-то хитроумного плана?
— Я думаю, что попытки повернуть ситуацию в своих интересах, само собой были. «Грузинская мечта» была поставлена в очень некомфортную ситуацию, потому что административный ресурс влиял очень сильно на все, что делала тогдашняя оппозиция. Это была и милиция, это выявлялось и в МИДе, это выявлялось и в арестах, и во многих проблемах, которые создавали оппозиции.
Так что план что, уходя с поста президента, Саакашвили собирался стать премьер-министром, и так сказать, опять быть первым лицом в государстве, такая версия российского путинского варианта — это не то, что рассматривалось, а все конституционные изменения, которые были в прошлом году, именно вели к этому. Саакашвили планировал оставаться всегда в грузинской политике первым лицом. Однако, мы, народ Грузии, смогли изменить его планы, и смогли конституционно поменять власть в Грузии, и сейчас Саакашвили не имеет никакого шанса стать премьер-министром, стать первым лицом в будущей политике Грузии.
— Может ли Саакашвили как-то сохранить власть, может он вновь попытается изменить Конституцию?
— Я это исключаю, потому что для того, чтобы изменить Конституцию, нужна поддержка парламента, а в парламенте будет представлен высший свет. Так что никакого легального варианта того, что он останется у власти, не существует. А главное, я хочу это подчеркнуть, что в Грузии произошел перелом, и народ реально почувствовал, что, несмотря на весь террор, который проводил Саакашвили, а это был, правда террор, особенно в регионах, где людей избивали, избивали активистов оппозиции, он сможет победить.
— Как вам кажется, Саакашвили действительно признал свое поражение и смирился с ним?
— Вы знаете, я не могу это комментировать, потому что психическое состояние Саакашвили никогда меня не волновало, и особенно сейчас. Главное, что многие члены его круга, они очень достойно повели себя, они признали поражение, и они поздравили оппозицию. И если смотреть на главное, что должно произойти в Грузии в будущем, — это то, что национальное движение не развалилось бы как партия власти, а сохранило бы себя стабильно в роли оппозиции, и играло бы ту роль, которую оппозиция играет в государстве. Я надеюсь, что это не будет зависеть от эмоционального состояния Саакашвили, а будет зависеть от тех людей, которые были у власти 8 лет, и они смогут собраться вместе и играть роль реальной оппозиции.