Частная авиация делает мир меньше, но не дешевле
Участники проходящей в Москве выставки Jet Expo 2012 говорят о своих надеждах на развитие российского рынка деловой авиации, но при этом с еще большим интересом смотрят на Китай
Читать на полной версииВыставка деловой авиации Jet Expo открылась накануне в Москве. Второй год мероприятие проходит на территории Центра бизнес-авиации «Внуково-3», где можно не только посетить стенды производителей частных самолетов, эксплуатантов и обслуживающих компаний, но и оценить внешний вид и интерьер нескольких десятков бизнес-джетов, представленных на статической экспозиции.
«Выставка Jet Expo 2012 — очень понятный и прозрачный срез российской индустрии бизнес-авиации, индустрии, которая находится на подъеме, которая уже зрелая, в которой есть много требовательных и интересных клиентов, в которой представлены все главные мировые игроки», — сказал управляющий директор Jet Expo Никита Горчаков на церемонии открытия выставки.
По словам президента Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Валерия Ачирова, за последние годы в России стали в три раза чаще пользоваться услугами деловой авиации: «Развитие деловой авиации в России сегодня приобретает широкий масштаб. Достаточно сказать, что если в 2005 году деловая авиация совершала 50 тысяч полетов, то в 2012 году — уже на уровне 160 тысяч полетов».
По данным компании NetJets, общее число полетов в Россию и за пределы страны с 2004 по 2011 год увеличилось на 110%, на 118% за этот период выросло количество перелетов из Москвы. С начала 2012 года количество полетов увеличилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Участники выставки, в свою очередь, рассчитывают, что этот показатель будет расти. Не в последнюю очередь благодаря вступлению России в ВТО. «Российская экономика растет, а страна площадью более 17 млн. квадратных км настолько огромна, что административно она поделена на 9 часовых поясов. Все это создает благоприятные условия для развития частной авиации в России. Недавнее вхождение России в ВТО поспособствует либерализации ее торговых отношений с другими странами и станет стимулирующим фактором для экономики, что может привести к дальнейшему увеличению спроса на услуги частной авиации», — говорится в сообщении компании Hawker Beechcraft.
В интервью BFM.ru вице-президент Hawker Beechcraft Скотт Пламб отметил, что российский рынок деловой авиации развивается намного быстрее, чем общемировой: «Бизнес-авиация сейчас находится в непростом положении. Никто не мог предположить, что всемирная экономическая рецессия затянется настолько долго. Мы надеемся, что в следующем году продажи покажут положительную динамику. И хотя на мировом рынке наблюдается небольшая стагнация, Россия уже показывает положительную тенденцию. Россия и многие страны СНГ — один из самых благоприятных рынков».
Иную точку зрения, отвечая на вопрос BFM.ru, озвучил президент компании Gulfstream Aerospace Лэрри Флинн — он не согласился с тем, что рынок деловой авиации находится в состоянии стагнации. По его словам, в России с 2007 года продажи стабильно растут, и компания имеет большой задел самолетов, которые будут поставляться в Россию. Однако и он заметил, что «присутствует во всем мире какая-то неопределенность, вот это влияет на скорость принятия решений».
Эрик Коннор, генеральный директор NetJets Europe, также отмечает рост спроса на услуги бинес-авиации: «В России спрос растет. Особенно на большие дальнемагистральные самолеты. Именно поэтому мы заказали Global 6000».
Размер имеет значение
Российские потребители все чаще выбирают самолеты больших размеров. Эта тенденция не в последнюю очередь обусловлена размерами страны и значительной удаленностью Москвы от других столиц мирового бизнеса и финансов. В этой связи компания NetJets, например, представила на выставке свой новый самолет Bombardier Global 6000 с дальностью полета до 11444 км при скорости до 900 км/ч. Самолет способен преодолеть расстояние от Москвы до Манилы, Сан-Франциско или Маврикия. Компания Hawker Beechсraft, среди прочих, привезла на выставку super-midsize самолет Hawker 4000 с дальностью полета до 6000 км. Представители компании отмечают, что он пользуется большим спросом именно у покупателей из России. Президент Gulfstream Aerospace Лэрри Флинн, в свою очередь, отметил, что компания «с нетерпением ждет» начала поставок в Россию сверхдальнего самолета G650. Он способен преодолеть расстояние до 13 тысяч км.
Эрик Конор объясняет, что вместе с потребностью преодолевать большие расстояния клиенты из России предъявляют повышенные требования к сервису на борту: «NetJets Europe в России с 2004 года. Мы осуществляем полеты и в, и из России. У нас около 150 российских клиентов. Они в основном выбирают средние и большие самолеты для полетов на дальние дистанции. Средняя продолжительность полета обычно составляет 3 часа или больше. Для российских клиентов очень важно питание на борту. И в той же степени для них имеет значение возможность беспрепятственно летать в такие города, как Лондон, Ницца, Канны». В брошюрах компании также говорится, что популярностью пользуются перелеты из Москвы в Сан-Франциско и в Мале.
Вице-президент Hawker Beechcraft Скотт Пламб согласен с тем, что потребность в перелетах на большие расстояния у российских клиентов есть, но интерес к региональным полетам все-таки намного выше: «Такая тенденция есть. Но статистика наших продаж говорит о том, что большинство перелетов совершается в западной части России либо между Россией и Европой. Соответственно, логичнее купить самолет, который будет отвечать требованиям необходимой дальности. Мир становится все меньше. А необходимость летать в Америку у российских бизнесменов всегда будет. Но огромная часть перелетов совершается в границах определенного региона. Бизнесмены отмечают, что наши реактивные самолеты средних размеров и наш большой самолет Hawker 4000 как раз отвечают их требованиям — как для бизнеса, так и отдыха», — пояснил он в интервью BFM.ru
«Большинство самолетов, проданных на территории России и соседних стран, — это в основном «дальнебойные» широкофюзеляжные машины», — рассказал Лэрри Флинн.
Сэкономить не получится
Но несмотря на растущую популярность бизнес-авиации, тенденции к уменьшению стоимости владения частным самолетом нет.
Скотт Пламб деликатно заметил, что с годами необходимость иметь собственный самолет становится все более насущной, поэтому сервисные центры компании стараются учитывать пожелания клиентов и открываются как можно ближе к месту базирования самолетов. Кроме того, в линейке самолетов компании есть относительно недорогие в обслуживании и удобные для эксплуатации в условиях несовершенной российской инфраструктуры турбовинтовые самолеты.
Лари Флинн, в свою очередь, отметил, что при активном использовании личного самолета стоимость часа полета будет заметно снижаться: «При эксплуатации самолета есть расходы прямые и косвенные. Постоянные, это зарплаты пилотов, ангар, какие-то другие. А переменные — это, например, стоимость топлива. Если вы летаете час в год, то расходы, стоимость этого часа, будет очень высокая. А если вы будете летать 500 часов в год, что в основном и делают наши клиенты, то тогда стоимость часа значительно снизится, потому что ваши фиксированные расходы распределяются на эти 500 часов». Флинн также напомнил, что стоимость владения самолетом заметно варьируется в зависимости от цены на топливо.
Взгляд в сторону Азии
Особое внимание представители самолетостроительных компаний уделили на этот раз обсуждению тенденций на рынке бизнес-авиации в Китае. Несмотря на то, что оценки динамики роста разнятся, одно остается несомненным: компании возлагают большие надежды на регион.
Hawker Beechcraft в середине лета объявила о заключении эксклюзивного соглашения с китайским аэрокосмическим предприятием Superior Aviation Beijing с целью стратегического объединения компаний. По прогнозам компании, сделка обеспечит доступ к китайскому рынку бизнес-авиации, который на протяжении 10–15 лет будет расти на 10% в год.
Скотт Пламб рассказал в интервью BFM, что китайский рынок растет даже быстрее российского: «Если мы смотрим на цифры, сколько миллионеров появилось там и здесь, то разница небольшая, но рынок китайский и Азиатско-Тихоокеанского региона растет быстрее российского. Что касается именно рынка бизнес-авиации, то в России это уже развивающийся рынок, а в Китае он только появился. И так как мы понимаем важность этого рынка, то делаем соответствующие шаги… Например, мы недавно открыли сервисный центр в Шанхае. Кроме того, компания передала значительное количество самолетов King Air 90 в летные академии Китая».
Лэрри Флинн заметил, что в прошлом году заказов из Китая у компании было больше, чем в этом: «В этом году мы не наблюдаем таких огромных заказов из Китая. Рынок там стал более спокойным».
Hawker Beechcraft Corporation — производитель частных, военных и учебно-тренировочных самолетов, а также самолетов для выполнения специальных заданий. Компания разрабатывает, продает и обслуживает самолеты для бизнеса, правительственных организаций и частных лиц по всему миру. Штаб-квартира и основные производственные мощности находятся в Уичите, штат Канзас.
NetJets Europe — европейский бизнес-перевозчик. Компания основана в 1996 году. На сегодня флот компании насчитывает более 130 судов, способных доставлять 1500 тысячи пассажиров в 5 тысяч аэропортов мира. В настоящее время компания не имеет допуска для совершения перелетов внутри России.
Gulfstream Aerospace Corporation занимается проектированием, разработкой, производством, продажей, обслуживанием и технической поддержкой реактивных самолетов бизнес-класса. Компания со штаб-квартирой в Саванне (штат Джорджия, США) входит в состав корпорации General Dynamics. В Gulfstream работает более 12,5 тысячи сотрудников, она выпустила более 2 тысяч самолетов для корпораций, государственных учреждений и частных лиц во всем мире. Ценовой диапазон самолетов — от 15,6 млн до 64,5 млн долларов.