«Мусорный рынок» Подмосковья объявил набор инвесторов
Московская область до 2015 года собирается закрыть 29 мусорных полигонов и построить вместо них мусороперерабатывающие заводы емкостью 4-5 млн тонн мусора в год. Строить их будут в рамках государственно-частных партнерств
Читать на полной версииВласти Московской области озаботились проблемой утилизации мусора.
Напомним, что по данным статистики, Россия сейчас производит 0,93 кг мусора в день на 1 жителя, а всего 100 млн тонн в год. В 2025 году каждый житель России будет мусорить по 1,25 кг в день, а страна в целом произведет 120 млн тонн мусора в год.
Москва и область производят намного больше мусора на душу населения, чем в среднем по России. В 2011 году каждый житель столичного региона «выдал» в среднем 531 кг мусора. Для сравнения: годовая норма накопления ТБО на 1 человека составляет в Москве 250 кг (или 1 куб. метр), в среднем по России — 195 кг.
«29 полигонов ТБО [твердых бытовых отходов] в Подмосковье, срок эксплуатации которых кончается, будут рекультивированы в ближайшие три года. За это время в области будет создан ряд технопарков для утилизации бытовых и иных отходов. Сейчас принято решение о строительстве 17 таких предприятий, которые будут возведены в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП)», — сообщил в среду, 19 сентября, заместитель председателя правительства Московской области Роман Филимонов.
Фактически мусорные технопарки должны переработать тот объем отходов, который сейчас производит Московская область — около 5 млн тонн (в эту цифру не входят строительные отходы).
Техническое задание по созданию мусорных технопарков пока только прорабатывается, но область ставит задачу перерабатывать 70% твердых бытовых отходов (ТБО), а 30% будет «депонироваться» до лучших времен, когда появятся подходящие технологии переработки, заявил Филимонов.
«Мусороперерабатывающий завод с 70-процентной глубиной переработки 350 тысяч тонн в год в среднем стоит 200-250 млн евро», — подсчитал Михаил Чеканов, представитель Газпромбанка. Банк готов инвестировать в такие проекты, если они будут возводиться в рамках государственно-частного партнерства.
Роль региона будет состоять в том, чтобы выделить площадку, задать параметры проекта, провести конкурсы и далее гарантировать поступление мусора в определенном объеме и субсидирование, если ставки по утилизации ТБО для населения не будут покрывать расходы на переработку.
Тарифы на утилизацию ТБО регулируются федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Каждый год тариф не может повышаться более чем на 12%. При этом государство не регулирует стоимость и услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
В свою очередь, инвестор берет на себя обязательства на получение разрешения на строительство, возведение завода и обеспечение его нормальной работы. Конечно, будут действовать ограничения по глубине переработки и захоронению оставшихся отходов. По мнению банкира, от реализации вторсырья такой завод может получать 20-30% выручки.
«Государство управляет рисками, за которые может отвечать, а инвестор — своими рисками, и тогда банкиры готовы финансировать такие проекты», — пояснил Михаил Чеканов.
Прежде чем войти в дело инвесторы должны определиться, какое предприятие они готовы строить: скажем, мусоросжигательный или мусороперерабатывающий завод, выбрать более подходящую по техническим характеристикам технологию. Затем проекты оцениваются с точки зрения соответствия российскому законодательству. Третий критерий — оценка финансовых затрат и рисков.
В России, отметил эксперт, население настороженно относится к строительству мусоросжигательных заводов. «Мы были удивлены тем, что во Франции в прошлом году построили подземный мусоросжигательный завод возле Эйфелевой башни, где 100% мусора сжигается», — отметил Михаил Чеканов.
В Московской области пока к выбору технологий не приступали. В среду, 19 сентября, в областном правительстве состоялось совещание представителей муниципалитетов и всех заинтересованных инвесторов. На нем специалисты рассказали о новых принципах работы с утилизацией отходов в рамках ГЧП.
Комиссия устранит нелегальные свалки
«Программа строительства заводов займет от 1 до 3 лет, поэтому еще раз настоятельно не советую выделять муниципалитетам новые участки для свалок», — заявил Роман Филимонов. Он предупредил, что власть собирается вести жесткую борьбу с несанкционированными свалками, и к этой работе уже подключены федеральные органы, ГИБДД и МВД.
Представители муниципалитетов рассказали о своих проблемах. Так, в Юрьево (Раменский район) мусоросортировочный завод собираются строить на частной земле, которую с нарушением законодательства перевели в категорию промышленных земель. Жители протестуют, и власти их поддерживают, поскольку эти земли не подходят для этих целей, а сделать ничего не могут.
«Неважно, какие земли, частные или арендованные, мы можем не позволить размещать ненужные жителям объекты, для этого у власти есть достаточно полномочий», — сказал Роман Филимонов.
В Воскресенском районе Московской области на территорию учебного хозяйства свозят иловые осадки под видом рекультивации, которая на самом деле не проводится. Однако надзорные органы почему-то не квалифицируют эти отходы как представляющие опасность. «Я знаю, какие взять анализы, чтобы показать, что класс их опасности — второй. В рамках комиссии, которая сейчас создана при правительстве Московской области, я уверен, мы решим этот вопрос», — пообещал Роман Филимонов.
Как Москва справится с отходами
В Москве вопросы переработки отходов рассмотрели на заседании Мосгордумы 10 сентября.
Аудиторы Контрольно-счетной палаты (КСП) указали, в частности, на то, что в столичном Департаменте природопользования отсутствовали в полном объеме сведения об объемах и структуре отходов в Москве, в том числе в жилом секторе. Они рекомендовали увеличить объемы сортировки мусора, а также обсудить размещение новых заводов и полигонов в Московской области.
Также КСП рекомендовала создать систему инвестиционной привлекательности, которая включала бы в себя практику заключения долгосрочных контрактов на сбор, переработку, размещение и уничтожение ТБО с заинтересованными организациями на длительный (до пяти и более лет), а не на краткосрочный период (один год), как это осуществляется в настоящее время.