Сегодня Банк России объявил о предложении к продаже находящихся под его контролем 7,58% акций Сбербанка, то есть 1 712 994 999 обыкновенных акций.

Глава Сбербанка Герман Греф в беседе с главным редактором Business FM Ильей Копелевичем рассказал об SPO, о том, как принималось решение о продаже акций, а также о макроэкономической ситуации и курсе рубля.

— Время выбора SPO — это был сознательный выбор? Насколько этот момент является оптимальным?

— За последние 15 месяцев, когда мы активно готовились к выходу на SPO, лучшего дня придумать было нельзя. Это самый удачный день за последние полтора года, и мы рады, что так все сложилось. Мы очень ждали этого момента. Были шансы, что так ситуация сложится. Мы какое-то время назад предполагали, что при удачном раскладе так все может произойти, мы готовились к этому. Все ждали пятницы. Сложилось 3 главных события: объявление программы стимулирования в Китае, решение ЕЦБ о выкупе облигаций, пятничное решение ФРС — оно поставило точку во всех сомнениях. После того как сделал заявление Бернанке, мы приняли решение сразу выходить на рынок.

— Решение принималось быстро. Всего два дня будет проводиться сбор заявок. Не слишком ли это мало?

— Это будет зависеть от спроса. Пока мне рано что-либо предсказывать. Потенциально мы можем собирать заявки 3 дня. Решение есть о понедельнике, вторнике и среде. Это время может быть сокращено вплоть до одного дня. Все зависит от темпа, с которым инвесторы будут подавать заявки.

— То есть, возможно, завтра можно будет подводить итоги сбора заявок?

— Не исключено. Но шансов не так много. Самый оптимальный путь — это два дня. Это будет уже успех. Но я боюсь загадывать.

— После того, как было объявлено о проведении SPO, акции Сбербанка упали на 2%, что естественно. На какой ценовой уровень вы ориентируетесь?

— Такой ценовой уровень заявлен, как нижняя точка отсечения, — 91 рубль за акцию. Верхняя — это текущая рыночная цена.

— Сейчас она в районе 97. Выше может быть?

— 95,3 — это сейчас, если быть точным. Нет, конечно.

— Только что Белла Златкис сообщила, что Сбербанк рассчитывает задействовать часть акций, которые в ходе этого SPO выкупит «Сбербанк инвестиции», подразделение Сбербанка для опционной программы. Будет ли опционная программа для топов Сбербанка? Этот вопрос решен?

—- Пока еще этот вопрос окончательно не решен. Еще не решен вопрос, будем ли мы покупать на заявленные 20 млрд рублей наши акции. Такая возможность предусмотрена нашим решением, деньги зарезервированы. Но эта заявка будет поставлена в книгу заявок, в случае, если будет необходимость. Если ее не будет, мы просто не будем покупать.

— Кто станет основными покупателями акций?

— Тяжело пока прогнозировать. Мы видим, что участники будут со всего мира. Будут азиатские инвесторы. Большой интерес у американских, в первую очередь институциональных. У европейских инвесторов. В России я не вижу покупателей. Скорее всего, банки, компании и частные лица тоже будут подавать заявки. Мы с удовольствием постараемся их удовлетворить. Мы рассчитываем на очень широкий круг инвесторов. И не только из состава тех инвесторов, которые уже присутствуют в наших акциях. Но надеюсь, нам удастся расширить базу инвесторов.

— Могли бы вы прокомментировать общие макроэкономические события. Заявление Бернанке, новые прогнозы об укреплении рубля Какие главные выводы из решений конца прошлой недели?

— Общий фон максимально позитивный. Если говорить о краткосрочном тренде. Это не решает ни одну из долгосрочных проблем, которые накоплены в мировой экономике. Очевидно, что рынку нужны хорошие новости и понимание того, как будет складываться ситуация в краткосрочной перспективе. Мы сейчас видим позитивные ожидания, в том числе решения проблем в еврозоне. Есть позитивные ожидания по влиянию QE3 на экономику США. Программа, которая была объявлена Ху Цзиньтао во Владивостоке тоже говорит о том, что, скорее всего, мы будем видеть сохраняющийся тренд экономического роста в Китае. Общий фон временно позитивный.

— Рубль растет из-за того, что ЦБ повысил учетную ставку?

— Отток капитала не такой большой, как планировалось. Здесь тоже начинают появляться позитивные тенденции. Общий позитивный фон и отсутствие таких катастрофичных прогнозов по падению цены на нефть, которая является у нас главным фактором, определяющим курсовую политику. Все это складывается в пользу рубля.

— Продолжится укрепление рубля?

— Я не закладываюсь ни на какие прогнозы. Они всегда 50 на 50. Я не оптимист и не пессимист, я — реалист. Я не прогнозирую какого-то резкого ослабления курса рубля. Но и на его резкое укрепление я бы не закладывался. Сейчас справедливый курс в районе 30-31. Это нормальный курс. Сильный курс имеет свои позитивные, но и большое количество негативных сторон. Слабый курс для нашей экономики сейчас бы не повредил, особенно для металлургии, где цены очень низкие. Нашим металлургам курс на уровне 32-33 совсем бы не повредил.