Проблема межэтнической напряженности в Ставропольском крае действительно существует, но она не так тревожна, как ее описывает губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, заявивший, что Ставрополье перестало быть фильтром между Кубанью и Кавказом, пишет «Коммерсантъ».

Чиновники, эксперты и казачьи атаманы в разговорах с журналистом издания признали, что межэтническая напряженность в регионе есть, однако до Ставрополя она еще не дошла. Зато на юге в районе Пятигорска, Кавказских Минеральных Вод и особенно в восточных районах («восточная зона» или «восточные территории») проблема взаимоотношения местного населения с северокавказскими мигрантами, по данным издания, стоит остро.

«Восточными территориями» называют несколько районов, которые занимают около трети территорий Ставропольского края и граничат с Дагестаном, Калмыкией и Чечней. Самым крупным населенным пунктом в этом районе является город Нефтекумск с населением чуть меньше 30 тысяч жителей. Официально население там состоит на 80% из русских, однако визуально, пишет издание, в городе преобладают жители северокавказских республик. По словам местных жителей, кавказцы постепенно вытесняют оттуда русских. По данным криминальной статистики, 88% правонарушений в Нефтекумске совершают приезжие из республик. «В Нефтекумском региональном политехническом колледже сегодня из 1300 студентов ровно половина — приезжие из Дагестана», — значится в аналитической записке, подготовленной референтурой губернатора Ставропольского края и местными экспертами весной 2010 года для полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. Однако ни в аппарате губернатора, ни полпред проблему межэтнической напряженности не признают, жалуются авторы доклада, сообщает газета.

В селение Величаевское, которое относится к «восточным территориям», казачий патруль действует уже год. Он был создан после реформирования МВД, когда местный отдел полиции расформировали и вместо 30 человек остался один участковый, и то за 40 км от села. «В итоге я созвал казачьих старейшин, представителей диаспор, и мы сформировали совместные дружины», — рассказал глава села и бывший атаман местных казаков Иван Шульгин. Каждый вечер улицы станицы патрулируют восемь человек — четверо казаков и четверо представителей диаспоры. По словам Шульгина, за первое полугодие 2012 года число заявлений о преступлениях снизилось на 52%, а возбужденных уголовных дел по этим заявлениям — на 64%.

Казаки Величаевского входят в Терское казачье воинство, занесенное в государственный реестр, который был сформирован после принятия федерального закона «О казачестве». Однако многие казаки в реестр не попали, в связи с чем их отношения с местной администрацией несколько осложнены. «Мы к патрулированию готовы, полиция нас в этом поддерживает, но без подписи главы поселения выйти на улицу мы не можем», — рассказал изданию атаман села Рагули Дмитрий Денисенко. По его словам, местная администрация не хочет сотрудничать с казаками его села именно потому, что они не входят в реестр.

Глава ставропольских нереестровых казаков атаман Дмитрий Стригунов считает, что власти делают ошибку, опираясь лишь на реестровых казаков, так как в реестре состоит лишь 700 тысяч человек, а к казакам себя причисляют в РФ около 7 миллионов человек. «Власть любит только прикормленное казачество. А нас предпочитает игнорировать, хотя в Ставропольском казачьем воинстве состоят уже около 19 тыс. человек», — рассказал атаман Стригунов.