Российские банки увеличили портфель необеспеченных кредитов населению на 65%
При этом темпы кредитования существенно опережают динамику привлечения вкладов.
Читать на полной версииЭто данные агентства «Эксперт РА». Мониторинг вёлся с июля прошлого года до июля нынешнего. Российские банки выдали потребительских кредитов на 4,1 триллиона рублей. Это более чем в 2 раза превышает ипотечный портфель банков (1,6 триллиона рублей) и сопоставимо с портфелем кредитов малому и среднему бизнесу (4,2 триллиона рублей). Темпы кредитования существенно опережают динамику привлечения вкладов. Комментирует руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков:
«Ряд ожесточений в расчёте нормативов на достаточность капитала привели к тому, что зачастую выгоднее кредитовать не корпоративных заёмщиков, где нужен большой запас капитала, большие резервы создавать - выгоднее кредитовать именно малый бизнес и выдавать вот такие мелкие розничные кредиты. То есть если с малым бизнесом далеко не всё понятно, нет чётких скоринговых моделей, которые бы хорошо работали на малом бизнесе, то для сегмента необеспеченных кредитов, уже отработаны скоринговые модели, есть большие базы в бюро кредитных историй по заёмщикам, которые позволяют, как считают банки, достаточно чётко оценить риск. Что касается рисков именно этого сегмента, последствий, к которым может привести увлечение банков необеспеченным кредитованием - то ключевая проблема здесь в том, что все те данные, на которые банки опираются, собраны за период, когда нет серьёзных макроэкономических потрясений».
Ещё одна тенденция: при высоком интересе к потребительскому кредитованию банки смещают приоритеты от кредитов в местах продаж, к выдаче наличных и кредитных карт. За год совокупный портфель кэш-кредитов и банковских карт увеличился на 70%, в то время как портфель кредитов в магазинах показал рост менее 10%. Комментирует независимый аналитик Дмитрий Степанов:
«Потребительские кредиты - это всегда хороший бизнес для банков, потому что продать дорогие кредиты - например, кредиты на автомобили и ипотеку - всегда достаточно тяжело и дорого. Потому что у банков есть свои расходы на персонал, на маркетинг, на рекламу. То есть у нас получается, что кредит и продажа кредита обходится довольно дорого. Дешёвые кредиты - кредиты, скажем, до 1000 долларов, кредиты в 2000-3000 тысячи долларов - это хороший размер кредита для потребителей, который позволяет уже сделать какое-то приобретение для банка, потому что на таких кредитах уже можно зарабатывать. И банки делают ставки на небольшие кредиты, потому что они видят, что экономика подрастает, уровень занятости достаточно стабильный и уровень заработной платы достаточно стабилен. И с точки зрения игроков банковского бизнеса сейчас достаточно интересно «распылить» свои капиталы, а денег у них сейчас крайне много: они пролёживают, и в состоянии пролёживания они будут приносить банку убытки. Важно любой ценой эти деньги загнать под максимально большое количество потребителей».
В исследовании «Эксперт РА» участвовали 77 банков, на которые приходится более 70% рынка.
Business FM