Митинг завершился, продолжение следует
Митинг на проспекте Сахарова, где сегодня звучали и политические, и социально-экономические лозунги, завершился
Читать на полной версииВ Москве прошла акция оппозиции. По официальным оценкам, на шествие и митинг в столице вышли 14 тысяч человек, организаторы заявляют о сотне тысяч. По ощущениям корреспондента Business FM Ивана Медведева, побывавшего на митинге, не правы ни те, ни другие. Но в данном случае официальные цифры ближе к истине.
Журналисты, работавшие на марше подсчитали, что митингующие более или менее плотно заняли примерно 9 тысяч квадратных метров на проспекте Сахарова. Считается, что на одном квадратном метре умещаются два человека. Таким образом, получается, что в митинге приняли участие около 20 тысяч человек.
Звучавшие со сцены лозунги толпа подхватывала вяло. Привычного в таких случаях восторга не вызвало даже появление на сцене Алексея Навального, а вот Геннадия Гудкова, лишенного накануне мандата, слушали с особым вниманием и поддержали бурными аплодисментами. Сергей Удальцов сначала показался неоригинальным: он, как всегда, начал свою речь с Майдана и с того, что он лично никуда не торопится. Однако позднее Удальцов повеселил собравшихся. С улыбкой люди слушали вот эти слова: «У меня спрашивают: «Почему ты в черных очках?» А потому что мне сложно надевать белую ленту, белая лента — это добро, а меня переполняет ярость, я не могу сегодня быть добрым, я сегодня злой, и эти черные очки — моя черная метка. И я предлагаю вам в следующий раз — все приходите в черных очках, это будет наш символ — черная метка».
Понимая, что времени на митинг отвели очень много, Удальцов призвал писать записки и передавать их на сцену. Впрочем, идея массовой поддержки не нашла.
В остальном со цены звучали все те же лозунги и призывы, за некоторыми исключениями. На этом митинге особое внимание уделили социальным проблемам. Многие выступавшие говорили о здравоохранении, образовании, ЖКХ, что, по моим ощущениям, было близко далеко не всем пришедшим: некоторые и вовсе уходили с митинга, услышав разговоры о социальных темах. Участники также говорили о грядущих осенних выборах, о борьбе за места в регионах и муниципалитетах. Кандидат в мэры Химок, эколог Евгения Чирикова попросила денег. Толпа отреагировала радушно.
Героями митинга, кстати, были не только те, кто выступал с трибуны. Внимание масс, как обычно, привлек художник Антон Глотов. На каждый митинг он приходит в каком-нибудь эпатажном костюме. В Интернете масса фотографий человека-танка, человека-кремлевской стены. На этот раз на проспект Сахарова пришел человек-яйцо с плакатом «Человек-яйцо резко осуждает конфликт формы и содержания». Я попросил его прокомментировать лозунг, ответ ситуацию не прояснил: «Это некий более абстрактный проект против каких-то более общих философских или эстетических категорий, которые определяют нашу жизнь».
Примерно через полтора часа после начала митинга люди стали покидать проспект Сахарова. К шести вечера более или менее плотная толпа была только возле самой сцены. Да и то небольшая. Люди, впрочем, кричали: «Мы придем еще». А Алексей Навальный и вовсе заявил, что даже если во власти не будут происходить перемены в течение нескольких лет, он будет ходить на митинги, как на работу.
Как угадать
Алексей Кудрин и Михаил Прохоров отказались от участия в нынешнем митинге. Формально — из-за его слишком сильной «левизны».
Впрочем, политологи не считают, что митинг действительно «полевел». Просто знаковые фигуры стараются приходить туда, куда придут массы, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Так или иначе, все политики пытаются угадать, придут люди или не придут, и принимать участие в тех мероприятиях, куда придут, и как-то не участвовать, если людей не будет. И Кудрин, и Прохоров пытались угадывать, пытался угадывать и Борис Акунин, который сначала заявил, что на марш и на митинг не пойдет, но потом все-таки присутствовал на проспекте Сахарова в задних рядах. Это каждый раз вопрос угадывания. Конечно, нужно понимать, что содержание митингов, скорее, не левое и не правое. По крайне мере, демонстрация. Есть митинг, на котором выступают формальные лидеры, а есть шествие, где главной является, условно говоря, гражданская колонна, даже если она формально не оформлена, как это было сегодня. Были самые разные партийные флаги, но большая часть участников вряд ли может быть отнесена к носителям левых или, наоборот, националистических, фашистских требований. Да, сегодня были наиболее заметны колонны московских коммунистов, но я думаю, что содержание такого гражданского, общедемократического, может быть, даже общелиберального процесса, этот костяк, он все равно остается, а и националисты, и левые, скорее, к этому присоединяются».
Свою точку зрения высказал Business FM и замсекретаря генерального совета «Единой России» Алексей Чеснаков: «По тем оценкам, которые сегодня выдают и сами организаторы, и те люди, которые наблюдают, и МВД, по сути дела, никакого марша миллионов и близко не было. Происходят очень компактные действия. Понятно, что это значительно ниже тех митингов, которые были в конце прошлого года и в начале текущего, и, конечно, это значительно меньше тех цифр, которые называли организаторы уже к этому дню. Мне кажется, главная проблема в том, что они так и не смогли найти содержательные лозунги, которые были бы близки большинству собирающихся людей. Если посмотреть на те кадры, которые выложены в Интернете многочисленными интернет-агентствами, на трансляции, хорошо видно, что люди в основной своей массе вышли поразвлекаться. То есть основные их лозунги, скорее, не политические, а эстетические. Если посмотреть на количество участвующих в обсуждении организации данного мероприятия в Интернете, можно заметить, что по сравнению с предыдущими акциями июня и начала весны их стало значительно меньше. Я еще раз подчеркну: мне кажется, проблема организаторов в том, что они никак не могут предложить содержательную общую повестку дня. Сегодня они пытаются собрать всех под непонятно какие лозунги. Ведь такая массовая акция возможна, когда у людей есть один-два понятных лозунга, один-два понятных мотива. Если их нет, то можно, конечно, коня и трепетную лань запрячь в единую упряжку, только вряд ли это даст результат. И, по сути дела, тут проблема не только организации и содержания, но и лидеров — отсутствуют яркие люди, способные говорить правильные вещи. Не в целом [лозунги], с которыми согласна некоторая часть людей, пришедших на площадь, а такие, которые людьми воспринимаются как правдивые, как истинные. Люди ведь приходят на подобные акции, потому что они не могут по-другому. Сейчас даже говорят, что погода, мол, подкачала. Но она была не самая плохая, зимой, в мороз, выходило почти 100 тысяч. А это как раз — неумение работать с людьми. Потому что в основном организаторы сосредотачиваются на работе в Интернете, в социальных сетях. А такая деятельность требует живого общения».