Главная проблема людей, изучающих языки — ровно та же, что у тех, кто посещает фитнес-клубы. Чтобы привести свое тело в порядок, нужна мотивация, которая не позволит бросить занятия, считает основатель сервиса LinguaLeo Айнур Абдулнасыров. Число регистраций на сайте, который сами создатели называют «джунглями», перевалило за 2 миллиона. В основном это пользователи из России, а на сайте пока предлагается изучение только одного языка — английского.

Пример LinguaLeo довольно интересен. В 2009 году основатель сервиса занялся созданием бета-версии сайта, имея 100 тысяч долларов от продажи предыдущего бизнеса. Уже тогда хорошие разработчики стоили дорого, поэтому, собрав команду из трех программистов и маркетолога, Айнур Абдулнасыров переехал вместе с ними в Тайланд. Через полгода сайт был запущен, но деньги кончились. Спустя еще 6 месяцев, уже в России, Абдулнасыров нашел бизнес-ангелов, которые вложили в проект дополнительные 200 тысяч долларов.

Летом этого года сервис привлек еще 3 миллиона долларов инвестиций от фонда Runa Capital. Сейчас перед LinguaLeo стоит задача выхода на международный рынок и увеличения числа доступных для изучения на сайте языков. Готовятся некоторые нововведения и в российской версии — чат, видеосвязь, и прочее. Еще одна задача — выход на корпоративный рынок.

В интервью BFM.ru Айнур Абдулнасыров рассказал о нынешней стадии развития проекта, планах на ближайшие годы, а также о том, почему пользователям важно кормить льва фрикадельками.

— Вы не раз заявляли, что главное в изучении языков — мотивация. Чем мотивирует пользователей LinguaLeo, и главное, насколько успешно?

— Наша главная задача — сделать так, чтобы человеку было интересно изучать язык. Чтобы это доставляло ему удовольствие. Тогда он не бросит, сможет заниматься каждый день и, конечно, быстрее увидит результат — где-то через 3 месяца регулярных занятий. В противном случае ни один нормальный человек не сможет себя заставить что-то делать. Зато когда ему нравится — он не только продолжает заниматься сам, но и привлекает друзей, семью, знакомых.

Многие люди уверены, что изучать языки сложно, скучно. Мы считаем, что вопрос в том, как это делать. Поэтому мы и создали питомца — Лео — которого нужно подкармливать фрикадельками. Можно сказать, что это что-то вроде «тамагочи». У Лео есть определенная «норма сытости». Если его не кормить — он будет напоминать о себе. Чтобы поддерживать льва в хорошей форме, пользователь заходит, занимается, копит фрикадельки.

На сайте есть возможность получать интерактивные тренировки — изучать язык, используя те темы, которые человеку интересны. Различные игровые механики помогают поддерживать мотивацию для обучения, привлекают целые группы людей.

— Почему вы выбрали нишу изучения языков?

— Мне всегда была интересна эта тема. Я изучал английский язык разными способами, получал от этого процесса удовольствие и всегда видел в этом отличные возможности, в том числе личного характера — знание иностранного языка открывает множество дверей. Есть такая поговорка: «Человек, говорящий на двух языках — дважды человек».

— В 2009 году вы даже не рассматривали другие направления как перспективные?

— Конечно, другие идеи тоже были. До LinguaLeo я запустил четыре проекта, и только один из них — «Клуб носителей языка» — был связан с изучением английского. Но это больше оффлайновый сервис. Остальные мои проекты — это сервис по подбору и заказу артистов [недавно именно этот сервис предлагал заказать для корпоратива группу Pussy Riot за миллион рублей, BFM.ru], по заказу на мероприятия фотографов. Все они связаны с продажей профессиональных услуг. Тогда я говорил «Я умею продавать людей».

LinguaLeo — это совершенно другая история. Этот проект полностью в Интернете, у него есть хороший потенциал на международных рынках, поскольку сервис можно масштабировать. Предоставлять востребованные услуги по изучению языка онлайн в разных странах. К этому проекту я всегда относился с гораздо большим трепетом, чем к остальным.

— Как вы пришли к запуску проекта, долго ли вынашивали эту идею?

— В течении полутора лет или около того я изучал рынок — смотрел, как и что происходит в сфере изучения языков, какие есть технологии, методики. В какой-то момент мне стало понятно, что видение того, что можно предложить рынку, уже сформировалось.

— Каким было это видение?

— Как можно сделать изучение языков более увлекательным, мотивированным, интерактивным, эффективным? За счет игровых механик, современных технологий, интересной бизнес-модели фримиум [Freemium — free+premium]. Это значит, что пользователь может изучать язык, получать доступ к различным сервисам бесплатно. И при этом есть дополнительные сервисы, доступ к которым можно получить за небольшую плату.

— Многие современные стартаперы задумываются о монетизации лишь после того, как запускают проект. Вы выбрали бизнес-модель прежде, чем проект начать?

— Да, я долго думал над этим. И, конечно, изучал рынок, смотрел, как устроены различные сервисы. Могу точно сказать, что в Интернете самыми крупными и успешными становятся сервисы, которые используют либо рекламную, либо фримиум модель. Распространение платных продуктов затруднено — пользователь должен сразу понимать, какие преимущества есть у него перед бесплатными аналогичными сервисами.

Интернет славится тем, что проекты могут разрастаться в нем с потрясающей скоростью, за счет, например, вирального [вирусного] маркетинга. Кому-то из пользователей что-то понравилось — и он начинает сам приглашать друзей, рассказывать знакомым об этом сервисе. Постит в блогах или соцсетях положительные отзывы. Это и способствует быстрому росту проекта.

— Два миллиона пользователей — не предел? У ваших конкурентов, которые дают возможность изучать не один, а несколько языков, есть и 5, и 17 миллионов зарегистрированных пользователей…

— Есть одна особенность. До недавнего времени LinguaLeo был сервисом, доступным только российским пользователям. Мы только-только вышли на рынок Бразилии, запустив версию сайта на португальском языке. При всем при этом показатели посещаемости сервиса — то есть степень его использования — уже сравнялись с тремя мировыми конкурентами: Busu.com, Livemocha, EnglishTown. Это говорит о том, что у LinguaLeo очень большой потенциал. Мы рассчитываем, что к моменту «зрелости» сервиса — это перспектива трех-пяти лет — у нас будет как минимум 50 млн регистраций и хорошая база активных пользователей.

— Сколько рынков вы собираетесь охватить, какие страны?

— Прежде всего, это будут те рынки, где есть большой спрос на изучение языков. Как известно, сейчас наибольший спрос — более половины учащихся — сосредоточен вокруг изучения английского языка. Сейчас это международный бизнес-язык, язык технологий, науки и культуры. Поэтому мы собираемся выходить прежде всего в Южную Америку, страны Юго-Восточной Азии, Средней Азии. И чуть дальше — Европа. Конечно, мы хотим предложить ряд сервисов и американскому рынку — например, по изучению испанского языка и других.

— Сколько языков собираетесь добавить, скажем, в перспективе двух лет?

— В перспективе мы хотим, чтобы было 14 языков, на которых говорят наши пользователи и 11-12, которые они будут изучать. Мы называем это локальными и целевыми языками.