Американские АЗС протестуют против «ЛУКОЙЛа»
Американская «дочка» российского нефтедобытчика установила такие оптовые цены, что заправкам стало проще обанкротиться, чем работать
Читать на полной версииКомпания несет потери, пока только репутационные. Топливные дилеры в Нью-Джерси и Пенсильвании подняли цены на своих заправках в два раза. Теперь галлон бензина на красно-белых АЗС стоит 8 долларов. Владельцы бизнеса объясняют: так они протестуют против действий своего поставщика — компании Lukoil North America. Американская «дочка» российского нефтедобытчика установила такие оптовые цены, что заправкам стало проще обанкротиться, чем работать.
В акции протеста принимают участие более 50 владельцев АЗС. По их мнению, «ЛУКОЙЛ» необоснованно завысил отпускные цены. Переговоры были безрезультатны, поэтому заправщики пошли на крайние меры. В США водители болезненно воспринимают любое повышение цен. А тут стоимость бензина увеличилась сразу в два раза. Даже постоянные клиенты теперь проезжают мимо. На заправках пусто, у их хозяев много времени для интервью. Вот, что рассказал Fox Business управляющий одной из АЗС в Нью-Джерси Клид Закрия:
«Бензин по завышенным ставкам мы закупаем уже около трех лет, и ни одни переговоры с руководством компании не дали результатов. Но так продолжаться просто не может! Цены на наших заправках всегда на 20-25 центов выше, чем у конкурентов. Конечно, у нас есть клиенты. Однако заправиться на соседней станции им гораздо выгодней. Это наш первый по-настоящему яркий протест. «ЛУКОЙЛ» на него пока не ответил. Мы же намерены повторить забастовку если ситуация не сдвинется с мертвой точки».
На заправках лукойловских дилеров помимо двукратного увеличения цен можно встретить и объясняющие таблички с текстом: «Недоволен моими ценами? Вот и я тоже! Звони в ЛУКОЙЛ!» Даже если американская дочка и понесет какие-то убытки от конфликта со своими франчайзи, то финансовых показателях материнской компании это вряд ли окажет влияние, уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:
«ЛУКОЙЛ уже отказался от части своих американских автозаправочных станций, у него их осталось совсем немного, поэтому, на общий бизнес компании по всему миру это окажет минимальное воздействие».
Топливная ассоциация Нью-Джерси, которая организовала акцию протеста, говорит, что нередко оптовые цены «ЛУКОЙЛа» оказываются даже выше розничных на заправках конкурентов. Компания рискует оказаться в центре ненужного внимания, говорит редактор по товарным рынкам агентства Reuters Александр Ершов:
«Работа в штатах — это работа на крупнейшем рынке, как в России — это рынок Москвы и области. И как ты себя там ведешь — это для компании как вывеска. Для «ЛУКОЙЛа», как для компании, рынок США — это плацдарм, поэтому они постараются сделать все, чтобы урегулировать этот конфликт».
В штаб-квартире «ЛУКОЙЛа» в Москве отказались комментировать ситуацию за океаном. Вице-президент Lukoil North America Майкл Льюис в интервью местным СМИ назвал организаторов акции лоббистами, которые вводят потребителей в заблуждение. По словам представителя американского «ЛУКОЙЛа», при формировании цены используется коммерчески обоснованный механизм, который полностью соответствует законодательству.
«ЛУКОЙЛ» вышел на рынок США в 2000 году, приобретя несколько сетей АЗС. Сейчас Lukoil North America управляет примерно 500 заправкам, в основном на северо-западе США.
Инара Халмеева, Business FM