Французские издатели обратились к законодателям с просьбой обложить Google специальным сбором. Многомиллиардные доходы поисковика не дают покоя не только французам. Они следуют за германскими издателями. Совет министров страны уже постановил, что Google должен делиться с издателями частью рекламных прибылей. Теперь слово за Бундестагом.

Считается, что, несмотря на сопротивление левых партий, шансы на принятие закона велики. При этом никто до сих пор не понимает, зачем нужен сбор и будет ли он работать.

Согласно германскому закону – а не секрет, что продавливали его такие гиганты как Axel Springer и Bertelsmann, издатели получат возможность «справедливого участия» в прибылях поисковиков и агрегаторов, занимающиеся индексированием контента, производимого прессой. При этом никто до сих пор не понимает, кто и каким образом может следить за его выполнением. Издатели давят на законодателей. Многие считают, что мотивировка простая — жадность, говорит редактор SPIEGEL TV Анна Садовникова:

«Они считают, что, поскольку, Google зарабатывает 35 млрд долларов в год на рекламе, они должны отчислять правообладателям. Но, в то же время, Google возражал, что 92,5% содержания не основывается на контенте издательств немецких. Все вспомнили пример Бельгии. Этот закон уже был принят в своё время, после этого Google, просто, вынул все ссылки на издательский контент. После чего, издательства лишились большого количества кликов, и этот закон вернули обратно - отказались от него».
Юридически детально грамотно сформулировать детали применения подобного закона очень сложно, уверена руководитель практики по интеллектуальной собственности юридической фирмы Goltsblat BLP Елена Трусова:

«Пока такая практика в России не имеет места, и роль поисковых систем у нас вводится не к тому, что они используют какие-то авторские материалы исключительно в своих целях — они, как раз, дают возможность аудитории ознакомиться с материалами, размещёнными в СМИ. Мне кажется, что с точки зрения принципов права, с точки зрения даже, наверное, какой-то справедливости, навряд ли этот законопроект будет способствовать достижению целей авторского права как правового института».

Критики германского законопроекта обозвали его «Lex Google», так как в Германии 99% агрегаторской деятельности — это «Google Новости».

В России ситуация немного иная — тут значимую часть интернет-пространства занимают другие инструменты. Например, «Яндекс.Новости». Можно надеяться, что в России подобных законодательных инициатив не будет, говорит представитель «Яндекс.Новости» Татьяна Исаева:

«Для агрегаторов наличие полного текста важно. В России больших изменений не будет. Мы же у себя полные тексты, конечно же, не размещаем, мы облегчаем пользователям доступ к этим заметкам в интернете, и даём пользователю понимание о том, что важного произошло. И выбор пользователя — он очень осознанный. Человек, который приходит на сайт с «Яндекс.Новостей», это аудитория, которую проще, чем любую другую, сделать своей целевой аудиторией, в дальнейшем».

Юристы уверены, что принятие закона «Lex Google» в Германии, и, возможно, в других странах приведёт к тому, что интернет-гигант начнет оспаривать его легитимность в антимонопольных инстанциях Евросоюза. Эти процессы могут затянуться на долгие годы.

Андрей Жвирблис, Business FM