«Там — благодарные православные священники и ладан, а здесь — прокуратура, расследующая уголовное дело о злоупотреблении доверием», — так ведущая немецкого телеканала ARD прокомментировала сюжет о сделках немецкого энергетического концерна EnBW с российским бизнесменом-лоббистом Андреем Быковым. В интервью телеканалу тот сообщил, что получил от компании более 100 млн евро на строительство церквей и памятников в России.

Лоббист заботился о создании благоприятного имиджа немецкой фирмы, мечтающей получить доступ к разработке крупных газовых месторождений в Сибири. «Кто на хорошем счету у Русской православной церкви, тот на хорошем счету и у российской власти», — поясняет автор телесюжета.

Хороший лоббизм...

Немецкие эксперты считают, что ни с правовой, ни с этической точки зрения нет ничего предосудительного в том, что компании готовы воспользоваться услугами лоббистов. «С помощью лоббизма в демократии удается обеспечить плюрализм мнений и учитывать экономические интересы различных сторон», — говорит профессор по экономике и один из ведущих немецких экспертов по вопросам деловой этики Йозеф Виланд (Josef Wieland).

Сомнительными, по его мнению, подобные сделки становятся в трех случаях: когда они непрозрачны, когда на первый план выходят личные финансовые интересы или когда не говорится, чьими услугами пользуются. «Отсюда и нынешняя дискуссия в немецком обществе. Предполагается, что эти сделки были проведены некорректно», — говорит Виланд.

Прокуратура Мангейма подозревает менеджеров EnBW в том, что они неправомерно декларировали платежи Быкову как производственные расходы, а также проводили их по документам как расходы по контрактам на поставку и хранение урана.

Тонкая грань между лоббизмом и коррупцией

Эксперты предупреждают: там, где используются незаконные методы, лоббизм заканчивается и начинается коррупция. Впрочем, граница между этими понятиями весьма размытая, считает профессор по международной этике бизнеса Матиас Фифка (Matthias Fifka). «К примеру, если лоббист приглашает чиновника в ресторан на ужин — это коррупция? Есть разные мнения на этот счет», — говорит профессор Высшей школы бизнеса Кельна.
Чтобы разночтений не возникало, многие немецкие фирмы, по его словам, установили для себя четкие правила для подобных случаев. Например, назначили максимальную стоимость подарков, которые сотрудники фирмы могут дарить и принимать от деловых партнеров.

В 2010 году немецкие фирмы основали «Инициативу по соблюдению принципов корпоративной этики при ведении коммерческой деятельности в России». Профессор Виланд называет данную инициативу «первым шагом» на пути к улучшению делового климата в России. «Декларация поднимает тему коррупции и устанавливает стандарты поведения», — говорит он.

«Для немецких фирм очень важно было таким образом продемонстрировать всему миру, что они хотя и работают в России, но не поддерживают коррупцию», — говорит эксперт по межкультурной коммуникации из Дюссельдорфа Дарья Болль-Палиевская (Daria Boll-Palievskaya). По ее словам, немецкие СМИ очень хвалили инициативу, в то время как в России к ней многие отнеслись скептически.

На практике возникает непонимание

Дарья Болль-Палиевская из личного опыта знает о сложностях, возникающих из-за разницы менталитета у русских и немцев. В своем агентстве Fit for Russia она проводит семинары для немцев, занимающихся бизнесом в России. На одном из тренингов немецкий бизнесмен обратился к ней с вопросом. Он познакомился на приеме с важным политиком из российского региона, в котором ведет бизнес, и рассказал ему о кое-каких бюрократических проблемах. На что политик дал ему номер своего мобильного телефона и предложил позвонить позже. Немец был обескуражен: не перейдет ли он границу дозволенного, если позвонит?

«Коррупции немцы опасаются больше всего», — говорит Дарья Болль-Палиевская. Быть законопослушным гражданином в Германии, по ее словам, выгодно и удобно. «В России же это зачастую просто невозможно», — поясняет Дарья Болль-Палиевская, родившаяся и выросшая в Москве.

Принимать ли правила игры?

Переносить немецкие стандарты на российскую почву порой не получается, а вносить изменения в свой внутренний этический кодекс международные компании не могут, поясняет она. Многие фирмы находят выход из положения в привлечении посредников, которые занимаются дистрибуцией их товара на российском рынке или прохождением контроля на таможне.

Что касается вопроса того немца, Дарья Болль-Палиевская посоветовала ему все-таки позвонить российскому политику. И, действительно, позже бизнесмен сообщил ей, что чиновник не предлагал ему дать взятку. В этом случае принятие российских правил игры помогло немецкому бизнесмену в решении проблемы. В отличие от случая компании EnBW, чьи хлопоты о доброй репутации в России обернулись возбуждением уголовного дела в Германии. А православные священники концерну все же благодарны.

Автор — Ольга Капустина
Редактор — Наталья Позднякова