Об этом на саммите АТЭС во Владивостоке говорили первые лица России, начиная с президента Путина. Оборот с Китаем должен в самое ближайшее время вырасти до красивой цифры в 100 миллиардов долларов, сказал Путин. С экономической точки зрения в данном процессе заинтересованы и Россия, и наши восточные соседи. Есть в сдвиге торгового вектора в сторону востока и политический аспект.

Говорит директор Института Экономики РАН Руслан Гринберг:

«Я думаю, здесь много политического, но есть и экономическое измерение этого намерения. Политически понятно, что экономическая мощь мира довольно заметно перемещается на восток, ну и потом мы тихоокеанская держава, это что уж говорить, мы должны быть хорошими добрыми соседями, иметь хорошие отношения, вот, ну и потом, когда вы на востоке, вы говорите хорошо о востоке, когда вы на западе, говорите о западе хорошо. Ну а если серьезно, то конечно же нам нужно немножко диверсифицировать наши внешнеэкономические связи, потому что они слишком зацикленные на ЕС, и в общем-то мы там наблюдаем такую стагнацию что ли отношений, какую-то инерцию, я бы даже сказал, прозябание. Вот новое соглашение как-то все готовят вяло с ЕС, в общем разные такие проблемы возникают между нашими отношениями там. Ну есть какое-то раздражение что ли взаимное, мы больше говорим об интересах, они о ценностях - там от Pussy Riot до Магнитского, у нас свои есть претензии по визам, там, в общем, много разного такого. И потом, конечно же Китаю нужны ресурсы, это понятно, и я думаю, что будет кое-какая переориентация. Это вообще нормально. Я считаю, это вообще разумно в целом».

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, товарооборот РФ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшие 5-10 лет должен превысить торговый оборот с ЕС. Несмотря на переориентацию географическую, товарное содержание российского экспорта не изменится, считает экономист BNP ParibAs по России и СНГ Юлия Цепляева:

«Сейчас самым реальным нашим предложением и конкурентным преимуществом является богатство энергоносителями. Китай охотно покупает нашу нефть, мы номер 3 экспортеры нефти в Китай после Саудовской Аравии и Анголы. Возможно увеличить и экспорт газа. Что касается предложения других товаров с нашей стороны, то это вопрос конкурентоспособности. А из азиатского региона сами понимаете, традиционным товаром их экспорта является текстиль и товары массового потребления - электроника, автомобили и так далее».

С Китаем Россия способна торговать далеко не только сырьем, полагает начальник Управления инвестиций ИФК «Солид» Михаил Королюк:

«Хотя как бы к нашей продукции высокой степени передела относятся скептически обычно внутри страны, тем не менее на китайском рынке мы вполне конкурентоспособны не только сырьевыми товарами, но и продуктами машиностроения, у нас достаточно большой опыт ведения различного рода проектов в Китае, и в принципе та продукция, которую мы имеем, она вполне конкурентоспособна в своей нише цена-качество, и может быть востребована в Китае. Так что тут нет ничего такого как бы странного в том, что мы можем поставить туда в том числе и продукцию машиностроения помимо сырья, помимо удобрений, которых мы и так уже туда поставляем достаточно значительно».

Сейчас товарооборот с Китаем - и так один из самых больших у России, если не брать Евросоюз в целом. Объем торговли с Пекином составляет около 83 миллиардов долларов. С той же Германией - лишь немногим более 50 миллиардов. А с США вообще 34.

Business FM