Очередной этап освоения Арктики. Сегодня стартует бурение на хребте Менделеева. Геологоразведочные работы позволят расширить границы континентального шельфа России. Однако эксперты отмечают, что добывать нефть в Арктике трудно, дорого и небезопасно. Что даст стране приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива?

Дискуссия вокруг работ в Арктике была бы не столь заметна, если бы не экологи. «Гринпис» регулярно устраивает акции, требуя остановить бурение арктического шельфа. Условия там экстремальны, а технологий, чтобы ликвидировать последствия разливов нефти в условиях Арктики, не существует. При этом экономической выгоды для России нет совсем, считает координатор арктической программы «Гринпис Россия» Роман Долгов:

«Даже на пике арктическая нефть, добываемая на российской части шельфа, будет составлять менее 3% от того, что добывает Россия ежегодно, то есть это капля в море. В том же бюджете это будет десятая, а может и сотая доля процента. При том, что денег бюджет от разработки не получит, добывать нефть в Арктике очень дорогое и опасное занятие. И экономическая рентабельность возникает лишь, если компания получит масштабные налоговые льготы».

Таяние льдов в Арктике задачу геологоразведчикам облегчает. Но проекты все равно заходят в тупик. Например, разработка Штокманского месторождения в 600 км от побережья России. Партнеры — французская Total и норвежская Statoil — согласились, что условия работы слишком сложные.

Большинство компаний пугают издержки — соблюдение экологических стандартов, траты из-за отсутствия инфраструктуры. А вот гарантии прибыли нет. О рентабельности разработки шельфа рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Шельф — это стратегическая ориентировка и, с учетом того, что сухопутные традиционные промыслы истощаются, газовым концернам придется идти на морские участки и их осваивать. Вопрос в настоящее время о рентабельности этих месторождений сопряжен, в первую очередь, со стоимостью барреля нефти, то есть мировыми котировками. Условно принято считать, что когда нефть дороже 100 долларов за бочку, то освоение шельфовых проектов, в том числе сложных арктических становится выгодно».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев согласен, что экономический смысл в разработке Арктики есть:

«Все подобные проекты рассчитываются исходя из очень жесткой экономической модели. Например, насколько я знаю, эти проекты считались, чуть ли не на 40 долларов за баррель, притом, что мы с вами сейчас видим 110. Нельзя говорить, что эти проекты нецелесообразны, экономически они как раз целесообразны».

Однако эксперты предупреждают, что запасы нефти могут оказаться гораздо меньше прогнозируемых. Россия с 2001 года претендует на участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Ученым еще надо доказать, что эти хребты — продолжение континентального шельфа России.

Светлана Чередникова, Business FM