Неделя под знаком Гудкова
Сегодня специальная думская комиссия даст ответ на вопрос - заслуживает ли депутат лишения мандата
Читать на полной версииСегодня специальная думская комиссия даст ответ на вопрос: заслуживает ли депутат лишения мандата. Ранее планировалось, что соответствующее разбирательство пройдет 6 сентября, но слушания перенесли на сутки раньше. В обществе бушуют страсти по поводу того, что в России предприниматель не может пойти во власть, не расставшись с бизнесом полностью. Дело Гудкова вскрыло целый пласт больших российских экономических и законодательных проблем. Одна из них - полное отсутвие надежных трастовых компаний.
Народным избранникам, в принципе, можно оставаться полубизнесменами, если их работа в Думе не конфликтует с собственной предпринимательской деятельностью. Конкретный пример Геннадий Гудков: он владел охранным бизнесом, правда в прошлой Думе, и работал в комитете по безопасности. Но это не значит, что нужно срочно возбуждать уголовное дело и лишать мандата. Карательный механизм здесь не предусмотрен, так как Гудков ведь этого не скрывал. По сути, это все на усмотрение самой Думы: увидели нарушение, отстранили или рекомендовали привести в соответствие.
Другое дело, если доказать, что гражданин извлекал из этого дивиденды. Например, обвинение в инсайдерской деятельности.
История с Игорем Шуваловым. Там тоже был семейный бизнес, о котором все знали, в том числе начальство. Вице-премьер сделал в итоге красивое заявление, что отдаст активы в слепой траст, поясняет финансист Евгений Коган:
«Любой чиновник, по идее, должен передавать, если уж говорить по совести, свои активы именно в слепой траст. Иначе понятно, что его всегда можно обвинить в инсайде и манипулировании. К сожалению, мы живем не в идеальном мире. Дальше это уже вопрос творческий, насколько это траст слепой или это будет слепой по принципу Святого Иоргена, того фильма, наверное, помните, ничего не вижу, и вдруг прозрел».
Резонный вопрос, где найти в России слепой траст. Это у них на Западе принято, а у нас есть риск вообще остаться без активов. У нас принято все переписывать на родственников, что тоже очень рискованное мероприятие. А, если пустят по ветру, а если полюбит другого. Вот и приходится депутатам идти на различные ухищрения, комментирует Геннадий Гудков:
«По совету юристов в 2009 году мы составили с женой договор о доверительном управлении. Она абсолютно реально управляла бизнесом. Почему я говорю управляла, потому что сегодня уже и бизнеса практически не осталось. Я настолько ушел в политику, что я, действительно, знать не знал, кто там у нас принят на работу, кто уволен. Какие там финансовые показатели, какие направления. Работала компания и работала».
Эпохальное заявление единоросса Андрея Воробьева: депутат не может быть гол, как сокол – он тоже человек. Партия власти предложила простое решение переводить парламентариев–бизнесменов в непрофильные комитеты. Гудков шутит, что транспортом будут управлять балерины, а безопасностью деятели культуры.
Дмитрий Дризе, Business FM